Информация о практике реализации Самарской Губернской Думой решений Совета законодателей Российской Федерации»

Самарской Губернской Думой ведется активная работа по реализации решений Совета законодателей РФ. В качестве примеров можно отметить следующее.

1) В соответствии с решением Совета законодателей РФ от 13 декабря 2012 года органам государственной власти субъектов РФ было рекомендовано «принять необходимые меры по своевременному и эффективному исполнению указов Президента Российской Федерации и Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года, направленных на совершенствование и реализацию государственной экономической, социальной и демографической политики, государственной политики в области образования, науки и здравоохранения».

Решением Совета Самарской Губернской Думы от 22 января 2013 года № 178 утвержден план мероприятий Самарской Губернской Думы по реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2012 года, Послания Губернатора Самарской области к депутатам Самарской Губернской Думы и жителям региона и Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года. Информация о ходе исполнения данного плана была заслушана на заседании Совета Самарской Губернской Думы 28 ноября 2013 года.

Нужно сказать, что информация о ходе реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ периодически заслушивается также на оперативных совещаниях, проводимых председателем Самарской Губернской Думы, заседании Совета представительных органов городских округов и муниципальных районов в Самарской области.

В настоящее время идет реализация плана мероприятий Самарской Губернской Думы по реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2013 года и Послания Губернатора Самарской области к депутатам Самарской Губернской Думы и всем жителям региона (утвержденного решением Совета Самарской Губернской Думы от 21 января 2014 года № 375).

На заседании Самарской Губернской Думы 25 февраля 2014 года был рассмотрен вопрос «О реализации на территории Самарской области указов Президента  Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»,  № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

2) Ряд рекомендаций законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ был дан в соответствии с решением Совета законодателей РФ от 25 апреля 2013 года «Повышение качества законотворчества на федеральном и региональном уровнях как необходимое условие развития парламентаризма в России и укрепления единства правового пространства страны». В частности, было рекомендовано «совершенствовать имеющиеся и вводить новые формы экспертных оценок законодательных инициатив, рассматриваемых законодательными (представительными) органами государственной власти, призванные повысить научную, юридическую и общественную обоснованность законодательных актов, уровень их юридико-технического оформления и усилить их антикоррупционную направленность, а также давать прогноз последствий принятия и реализации соответствующих законодательных актов». Аналогичная рекомендация: «максимально широко использовать возможности проведения независимой экспертной оценки региональных законодательных инициатив в государственных органах, институтах гражданского общества, общественных и научных организациях.

Развитие и совершенствование общественной экспертизы законодательства, проведение  антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов стало одним из приоритетных направлений в деятельности   Самарской Губернской Думы. 

Важную роль для оценки и доработки законопроектов играет их обсуждение общественными совещательными структурами при Думе:

  • Общественным советом при Самарской Губернской Думе (по состоянию на сегодняшний день 307 негосударственных  некоммерческих  организаций подписали Коллективный договор о взаимодействии с Думой в нормотворческой деятельности и вошли в состав  Общественного  совета  при  Думе),
  • Общественно-правовым центром,
  • общественным молодежным парламентом при Самарской Губернской Думе,
  • общественными комиссиями при комитетах Самарской Губернской Думы (всего 21 общественная комиссия).

Идея создания Общественного совета при Думе состояла в привлечении активных представителей гражданского общества, руководителей и членов общественных организаций к экспертной работе над законопроектами, поэтому обсуждение законопроектов общественниками, высказанные ими предложения можно расценивать с точки зрения «ожиданий общества», практической реализуемости законопроектов и, соответственно, достижения позитивных результатов для общества от принятия того или иного закона.

Напротив, такая структура как Общественно-правовой центр создавался с целью привлечения к законопроектной работе ученых-экспертов в тех или иных отраслях права, поэтому заключения Общественно-правового центра даются с точки зрения правовой науки.

Так, в 2013 году на заседаниях президиума Общественного совета при Думе состоялось общественное обсуждение проекта федерального закона «О добровольчестве» и предложений Правительству Самарской области  по грантовой поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций (15 февраля 2013 года), рассмотрены предложения по совершенствованию системы грантовой поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Самарской области (28 мая 2013 года), проанализированы формы взаимодействия органов государственной власти и указанных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг населению (14 ноября 2013 года).

На рассмотрении также находился проект федерального закона «Об общественном контроле», который в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

На сегодняшний день в структуре Общественного совета при Думе действуют 12 секций, 2 рабочие группы и комиссия по общественной экспертизе. Каждая из указанных секций провела в 2013 году ряд важных мероприятий, связанных с общественным обсуждением законопроектов, рассмотрением актуальных проблем правоприменения.

Основной задачей созданной в 2006 году комиссии по общественной экспертизе Общественного совета стало проведение общественной экспертизы нормативных правовых актов, привлечение общественности к анализу и мониторингу законодательства.  В  целях подготовки и повышения квалификации общественных экспертов организована работа школы общественных экспертов, в которой ежегодно  проходят  подготовку от 20 до 50 представителей  НКО.
На сегодняшний день около 50 представителей общественности являются экспертами Общественного совета. Членами экспертной комиссии подготовлено 45 экспертных заключений, в том числе 19 по заказу  комитетов  Самарской Губернской  Думы, 8 по заданию секций Общественного совета. 

Все материалы по итогам проведенной общественной экспертизы направляются в соответствующие комитеты Губернской Думы, в Правительство Самарской области, используются при рассмотрении  соответствующих вопросов на заседаниях комитетов Думы и «думских слушаниях».

Как показала практика, деятельность Общественного  совета  позволила значительно повысить роль НКО в процессе выработки решений.

Представители общественности также активно участвуют в дальнейшей нормотворческой деятельности Самарской Губернской Думы по результатам мониторинга правоприменения. Примером такой работы является деятельность Общественно-правового центра при Самарской Губернской Думе, который осуществляет оперативную подготовку заключений на рассматриваемые Думой социально значимые проекты нормативных правовых актов. Так, только в 2013 году указанным центром изучено 13 важных проектов, которые находились на рассмотрении Думы, в том числе:

  • проект закона Самарской области «Об охране здоровья населения Самарской области от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (принят Закон Самарской области от 21 июня 2013 года № 54-ГД);
  • проект закона Самарской области «О государственной поддержке молодых специалистов в отрасли образования в Самарской области»;
  • проект закона Самарской области «О физической культуре и спорте в Самарской области»;
  • проект закона Самарской области «О памятных датах Самарской области»;
  • проект закона Самарской области «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Самарской области, пострадавших в результате неисполнения застройщиками своих обязательств» (в настоящее время ведется доработка законопроекта);

проект закона Самарской области «Об обеспечении продовольственной безопасности Самарской области» (проект направлен на заключение Губернатору Самарской области).

Все замечания и предложения, которые содержались в соответствующих заключениях Общественно-правового центра, учитываются разработчиками законопроектов при их доработке.

Следует также отметить развитие института независимой антикоррупционной экспертизы. Для обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов, проекты нормативных правовых актов, разрабатываемые Самарской Губернской Думой, размещаются на Интернет-портале Самарской Губернской Думы и представительных органов муниципальных образований в Самарской области в подразделе «Антикоррупционная экспертиза» раздела «Законы и проекты». В Думу поступило 2 экспертных заключения эксперта А.В. Савинова на действующие законы Самарской области (Закон Самарской области от 1 ноября 2007 года № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», Закон Самарской области от 6 июня 2008 года № 55-ГД «О классных чинах муниципальных служащих в Самарской области»), одно из которых учтено в ходе проведенной корректировки областного Закона «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».

Кроме этого, налажено взаимодействие Самарской Губернской Думы с таким институтом гражданского общества как общественная палата Самарской области, в которую на заключение направляются наиболее социально значимые законопроекты. Кроме того члены общественной палаты активно участвуют в работе комитетов Думы, принимая участия в заседаниях комитетов, «круглых столах», думских слушаниях и высказывая свои предложения по существу рассматриваемых вопросов.

Новеллой 2013 года в части совершенствования взаимодействия Самарской Губернской Думы с институтами гражданского общества следует считать создание в Самарской Губернской Думе Совета политических партий, не представленных в Самарской Губернской Думе (в его состав входят представители 59 политических партий), направленного на обеспечение реального участия указанных партий в законотворческом процессе, совместное общественное обсуждение законопроектов и проблем правоприменения. Сформировано 6 рабочих групп указанного Совета (по вопросам социальной политики и здравоохранению, по вопросам образования, спорту, культуры и делам молодежи, по вопросам экономики, промышленности и предпринимательства, по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и транспортной инфраструктуры, по вопросам экологии, природопользования и развитию агропромышленного комплекса, по вопросам законности, общественной безопасности и выборного законодательства), заседания которых уже проводятся с января 2014 года.

За прошедший период рабочими группами был рассмотрен ряд вопросов и принят ряд решений. Например, рабочая группа по вопросам экономики, промышленности и предпринимательства на своем заседании 05.03.2014  рассмотрела вопрос «О необоснованном росте тарифов на энергоносители», по результатам чего были направлены соответствующие обращения в адрес Самарской Губернской Думы и Уполномоченного по правам предпринимателей в Самарской области. Результатом работы рабочей группы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и транспортной инфраструктуры стали предложения о внесении изменений в Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

3)  Следующая рекомендация: «использовать результаты правового мониторинга при подготовке и доработке проектов законодательных актов, активно вводить в законодательную практику институт оценки регулирующего воздействия».

Постановлением Самарской Губернской Думы, от 27 мая 2014 года № 934 утвержден порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов законов Самарской области и проектов постановлений Самарской Губернской Думы, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы законов Самарской области и постановлений Самарской Губернской Думы, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

4) Самарской Губернской Думой практически реализована рекомендация «разработать и утвердить порядок рассмотрения общественных инициатив, а также публичного и экспертного обсуждения проектов законодательных актов в сети «Интернет», в том числе с использованием социальных сетей, а также создаваемого электронного парламента».

Современные технологии обеспечивают право граждан на получение информации, расширяют возможности диалога власти с гражданским обществом, предлагают новые способы взаимодействия.

С 2006 года Самарская Губернская Дума в сети Интернет представлена интернет-порталом Самарской Губернской Думы и представительных органов муниципальных образований в Самарской области (далее – портал). Работа портала нацелена на реализацию прав граждан на получение качественной и достоверной информации, улучшение информационного обеспечения деятельности представительных органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечение открытости законотворческого и нормотворческого процессов в Самарской области.

Координирует деятельность сайта редакционный совет, созданный  распоряжением председателя Думы от 05.06.2007 № 134.

Информационное сопровождение интернет-ресурса происходит ежедневно в соответствии со стандартом подготовки, представления и размещения информационных материалов и регламент ведения и информационной поддержки, утвержденным распоряжением председателя Думы от 31.10.2012 № 473.
На портале активно работают сервисы обратной связи с населением, в частности интернет-форум, деятельность которого определена в Стандарте организации работы форума, подготовки и размещения информационных сообщений на форуме (распоряжение председателя Думы от 20.02.2014 № 75).

С 2013 года на портале работает Интернет-площадка для участия граждан в мероприятиях Самарской Губернской Думы и общественного обсуждения рассматриваемых социально-значимых вопросов и проектов законов Самарской области, где пользователи интернет могут оставлять свои замечания и предложения как в целом по законопроекту, так и по его разделам и статьям, просматривать комментарии других пользователей и учтенные в законопроекте предложения. Интернет-площадка дает возможность любому пользователю сети Интернет вносить свои предложения по совершенствованию действующего законодательства, голосовать на форумах по социально значимым вопросам и участвовать в социологических опросах, проводимых Думой в ходе разработки законопроектов, и мониторинге правоприменения. Поскольку интернет-площадка работает в тестовом режиме, нормативный документ, определяющий ее работу, находится в стадии разработки.

В целях поиска новых путей и механизмов взаимодействия власти  с гражданским обществом постоянной комиссией Самарской Губернской Думы по вопросам депутатской этики, регламенту, информационной политике и развитию институтов гражданского общества было проведено заседание «круглого стола» на тему «Интернет как «площадка» для взаимодействия Самарской Губернской Думы с гражданским обществом в законотворчестве» (12.12.2012).

Чтобы стать реальной и максимально эффективной площадкой для взаимодействия с гражданским обществом в законотворчестве, в рамках Областной целевой программы «Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Самарской области» на 2012-2015 годы была предусмотрена реализация таких проектов, как

  • создание Интернет-приемных Самарской Губернской Думы и представительных органов муниципальных образований в Самарской области для оперативного взаимодействия граждан с органами власти;
  • создание навигационного сервиса «Найди депутата» (поиск избирателем депутата от своего избирательного округа);
  • создание коммуникационных площадок для обсуждения социально значимых вопросов по принимаемым законопроектам; для общественного обсуждения законопроектов Самарской области через сеть Интернет.

Учитывая возникшую в последние годы тенденцию создания политиками, должностными лицами, руководителями регионов блогов, аккаунтов в популярных социальных сетях, постоянной комиссией Самарской Губернской Думы по вопросам депутатской этики, регламенту, информационной политике и развитию институтов гражданского общества был проведен семинар «Социальные сети как инструмент привлечения граждан и организаций к обсуждению вопросов общественной жизни и социально-экономического развития» (31.10.2013)

Без страницы «ВКонтакте», «Твиттере», «Фейсбуке» нельзя представить ни одного современного молодого человека или девушку. Социальные сети стали незаменимой частью работы любой молодежной организации.

Власти всех уровней так или иначе присутствуют в социальных сетях, но качественно ли они это делают? Важно понять, чем можно «насытить» страницу чиновника, чтобы она была интересной; как грамотно задать дискуссию между посетителями страницы.

Все участники семинара сошлись во мнении о необходимости освоения социальных сетей как новой технологии, в том числе и новой технологии взаимодействия с обществом.

Социальные сети стали одним из действенных инструментов вовлечения граждан в общественную жизнь. Применение  информационных технологий расширяют возможности диалога власти с гражданским обществом, предлагают новые способы взаимодействия.

Согласно решению редакционного совета интернет-сайта Думы от 8 ноября 2012 года Самарской Губернской Думой с 19 ноября 2012 года зарегистрированы аккаунты Самарской Губернской Думы в социальной сети  Facebook, а также в онлайн сервисе для ведения микробологов Twitter. На сегодняшний день, аккаунты Думы имеют более четырех тысяч подписчиков:  Facebook – 3 365; Twitter – 364. За время  существования интернет-представительства Думы в соцсетях было опубликовано более 1788  информационных материалов о деятельности Думы.

В течение 2013 года на интернет-портале Самарской Губернской Думы работало 22 форума, в рамках которых обсуждалось 68 тем по актуальным для населения вопросам. При этом структурными подразделениями Думы создано 28 тем, а зарегистрированными пользователями – 40 тем. Кроме того, на форуме было организовано 12 опросов. В течение года наиболее востребованными для обсуждения были темы здорового образа жизни, доступное жилье, обеспечение детскими садами, охрана окружающей среды. Так, значительный интерес вызвало обсуждение пользователями форума «Есть мнение» и опросы на темы «Наказы избирателей – выражение воли и интересов населения», «Пьяный водитель на дороге – преступник», «Гражданский брак», «Устройство в детский сад», «Молодым – доступное жилье», «Интернет в нашей жизни» и др. В рамках форумов также обсуждались проекты нормативных правовых актов и проблемы правоприменения (например, форумы «Концепция промышленной политики», «Монопрофильные города», «Плата за коммунальные услуги», «Народный контроль ЖКХ», «Здоровый образ жизни» (11 тем), «Ответственность за поджоги лесов» (2 темы), «Земельные участки многодетным», «Государственная поддержка сельскохозяйственных производителей» (4 темы), «Ловись рыбка большая и маленькая» (5 тем, в том числе обсуждение проекта закона «О любительском рыболовстве») и др.

По состоянию на начало января 2014 года на форуме интернет-портала Думы зарегистрировано 1607 пользователей, общее количество посещений – 78 578, общее количество сообщений – 514. При этом по темам, предложенным профильными комитетами Думы, зарегистрировано 37 640 посещений, поступило 67 сообщений.

5) Самарской Губернской Думой реализуется рекомендация «расширять практику участия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации … в рассмотрении в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов с использованием видеоконференцсвязи».

Так, 05.03.2013 в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Видеотрансляция парламентских слушаний проводилась в Самарской Губернской Думе.

31.10.-01.11.2013 в Самарской Губернской Думе проводилась видеоконференция по Федеральному закону от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

6) Следующая рекомендация: «активно проводить работу по модернизации имеющихся и разработке новых современных информационных систем обеспечения законодательной деятельности в соответствии с едиными требованиями, а также по интеграции этих систем в рамках создания электронного парламента в целях повышения эффективности законотворческого процесса на федеральном и региональном уровнях».

В соответствии с концептуальными направлениями развития информационного общества в Российской Федерации Самарская Губернская Дума активно внедряет информационные технологии в своей деятельности.

Активно используются интернет-ресурсы для общественного обсуждения законопроектов, для вовлечения граждан в законотворческую деятельность (форумы, интернет-площадки, интернет-трансляции мероприятий, социальные сети). В настоящее время в сети Интернет транслируются не только заседания Думы, но и заседания комитетов, думские слушания, «круглые столы», семинары по различным социально-значимым вопросам. Граждане могут принимать «виртуальное участие» в этих мероприятиях, просматривая материалы, живую трансляцию, задавая свои вопросы по теме мероприятий.

В законотворческой деятельности Думы активно используются электронный документооборот, взаимодействующий с Правительством Самарской области; портал коллективной работы депутатов, помощников депутатов и сотрудников аппарата Думы; интернет-портал, на котором представлены ресурсы всех представительных органов муниципальных образований в Самарской области; автоматизированная система обеспечения законотворческой деятельности Самарской области, позволяющая отслеживать весь жизненный цикл правового акта.

Самарская Губернская Дума участвует в государственной программе Самарской области «Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Самарской области». Одним из новых направлений, реализуемом в рамках этой программы, является создание и развитие базы знаний законодательства Самарской области.  Целью данного мероприятия является повышение качества жизни населения за счет предоставления гражданам адресной правовой информации через сеть Интернет, повышение эффективности принимаемых решений в законотворческом процессе и государственном управлении в Самарской области.

7)  Самарской Губернской Думой активно реализуется рекомендация «расширять практику трансляции в сети «Интернет» хода обсуждения и рассмотрения проектов законодательных актов в законодательных (представительных) органах государственной власти». Как уже указывалось выше, все заседания Самарской Губернской Думы, ее комитетов, а также заседания «круглых столов» и думские слушания транслируются на портале.

8) Самарской Губернской Думой успешно реализуется следующая рекомендация: «при подготовке к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов использовать возможности их экспертной оценки в рамках Совета законодателей Российской Федерации…». По состоянию на сегодняшний день Самарской Губернской Думой направлено в Совет законодателей Российской Федерации 12 законодательных инициатив. Результатом рассмотрения ряд законопроектов стала рекомендация доработать проект законодательной инициативы с учетом предложений и замечаний, указанных в заключении комиссии Совета законодателей по проекту законодательной инициативы, и затем внести его в Государственную Думу. В числе таких законопроектов:

  • «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;
  • «О внесении изменений в статьи 44 и 181 Жилищного кодекса»;
  • «О внесении изменения в часть 21 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»;
  • О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости».

По двум законопроектам принято решение рекомендовать инициатору внести их в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу. Это проекты законов «О внесении изменения в статью 25 Федерального закона «О пожарной безопасности»» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

9) В постоянном режиме реализуется рекомендация «укреплять взаимодействие с органами исполнительной и судебной власти, а также органами прокуратуры и юстиции, в том числе посредством проведения совместных совещаний, семинаров и иных мероприятий, направленных на повышение эффективности законодательной деятельности. Представители указанных государственных органов принимают участие в многочисленных «круглых столах», думских слушаниях, семинарах, совещаниях, входят в состав рабочих групп по разработке законопроектах, участвуют в заседаниях комитетов Самарской Губернской Думы, в пленарных заседаниях Думы.

10) Рекомендация «рассмотреть возможность принятия мер по повышению доходной базы местных бюджетов» содержится в решении Совета законодателей РФ от 25 апреля 2013 года «Законодательное разграничение полномочий между федеральными, региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления как условие устойчивого развития регионов и муниципальных образований. Актуальные вопросы законодательного обеспечения межбюджетных отношений и разграничения расходных обязательств между уровнями бюджетной системы Российской Федерации». Данная рекомендация активно реализовывалась в рамках работы комиссии по бюджетным, налоговым отношениям, социально-экономическому развитию Самарской области и муниципальных образований в Самарской области Совета представительных органов городских округов и муниципальных районов в Самарской области.

В 2013-2014 годах на заседании комиссии рассматривались вопросы:

  • «О практике применения Постановления Правительства Самарской области «Об утверждении Порядка предоставления из областного бюджета субсидий местным бюджетам для софинансирования расходных обязательств по вопросам местного значения, предоставляемых с учётом выполнения показателей социально-экономического развития» по итогам первого квартала 2013 года». На заседании комиссии от 12 муниципальных образований было внесено более 25 предложений по данному вопросу, которые были направлены в Правительство Самарской области.
  • «О распределении субсидий из областного бюджета местным бюджетам для софинансирования мероприятий по строительству и ремонту дорожной сети и благоустройству дворовых территорий». Члены комиссии рекомендовали министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области совместно с органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов и поселений Самарской области в течение 2014 года провести обобщение и анализ практики формирования и расходования средств соответствующих дорожных фондов.
6 июня 2014 г.
Дата изменения: 1 февраля 2018 г.

Вернуться

Оцените функциональность сайта