Правовая консультация книга

Экспертная деятельность

Совет НКО

Конкурс на лучший сайт

Сакский районный Совет

Юным гражданам губернии

База знаний законодательства Самарской области


 

Для развития детского технического творчества

30 марта в Самарской Губернской Думе состоялось заседание «круглого стола», организованное комитетом по образованию и науке30 марта в Самарской Губернской Думе состоялось заседание «круглого стола», организованное комитетом по образованию и науке, на тему: «О развитии детского технического творчества» под председательством Татьяны Бодровой. Участниками обсуждения стали представители различных образовательных учреждений региона (от дошкольных образовательных организаций до высших учебных заведений), министерства образования и науки Самарской области, органов местного самоуправления губернии, Общественной палаты Самарской области, эксперты, педагогическая общественность.

Заместитель председателя комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке Татьяна Бодрова Приветствуя участников мероприятия, заместитель председателя комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке Татьяна Бодрова отметила: «В Послании Президента РФ отмечено, что одной из главных угроз, которая стоит перед страной, является  угроза технологического отставания. Мы все понимаем, что основой технологического, инновационного развития, является развитие детского технического творчества. Конечно, по сравнению с 80-ми годами прошлого столетия, когда каждый восьмой школьник  занимался  техническим творчеством, сейчас этот показатель гораздо ниже. Но в стране и в нашей области принимаются серьёзные меры по улучшению ситуации. В прошлом году в Самаре и Тольятти открылись два детских технопарка - Кванториума. Это, конечно, очень важный шаг. Но он требует ещё систематизации деятельности, отбора талантливых детей для занятий, выстраивания системы взаимодействия с образовательными учреждениями, может быть, в качестве сетевых центров по отбору талантливых детей.  

Мы должны говорить и о непрерывном развитии ребёнка, с детского сада. Потому что именно в дошкольном возрасте формируются все ключевые компетенции: увлечение техническим творчеством начинается с желания собрать конструктор Лего, работать на компьютере или на 3Д принтере. Есть специалисты, которые разработали программу непрерывного развития  детский сад – школа - довузовская подготовка - вуз. Конечно, желательно чтобы и производство ждало наших талантливых студентов, чтобы их интересные открытия внедрялись в жизнь. Мы же знаем, что все лучшие открытия за рубежом сделаны с помощью идей наших учёных. Поэтому хотелось бы, чтобы эти открытия оставались у нас в стране и служили на благо нашего государства».

Руководитель управления проектно-аналитической деятельности министерства образования и науки Самарской области Сергей ЕрёминРуководитель управления проектно-аналитической деятельности министерства образования и науки Самарской области Сергей Ерёмин, выступил с основным докладом о развитии детского технического творчества в регионе. Он, в частности, отметил, что техническое творчество в значительной степени зависимо от состояния материально-технической базы. Только за счёт средств федеральной и региональной казны с 2013 по 2017 годы более 100 образовательных организаций губернии оснащено специальным оборудованием для занятий техническим творчеством. На эти цели выделялось финансирование и из местных бюджетов, а также иных источников. Эта работа продолжится, заверил докладчик.  30 марта в Самарской Губернской Думе состоялось заседание «круглого стола», организованное комитетом по образованию и науке

Основным нормативным документом по развитию технического творчества обучающихся является подпрограмма «Развитие технического творчества обучающихся Самарской области» до 2020 года государственной программы Самарской области «Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики в Самарской области» на 2015 – 2020 годы. В числе первоочередных задач определены:  создание современной инфраструктуры системы технического творчества обучающихся; укрепление материально-технической базы для занятий детей и молодежи техническим творчеством в образовательных учреждениях; модернизация программно-методического обеспечения детского
и молодежного технического творчества, его организационных форм, методов и технологий; развитие кадрового потенциала и т.д.

30 марта в Самарской Губернской Думе состоялось заседание «круглого стола», организованное комитетом по образованию и наукеЗа последние шесть лет в губернии практически вдвое увеличилось число детей, занимающихся техническим творчеством,  с 17 до 35 тысяч. И это без учёта негосударственного сектора, где также созданы кружки и секции технической направленности. Значительными являются и достижения воспитанников, показывающих весомые результаты на всероссийских конкурсах. Так, лидирующие позиции самарские юные учёные занимают по беспилотным технологиям.

Открытие двух площадок детского технопарка «Кванториум – 63 регион» в Самаре и Тольятти в минувшем году стало знаковым событием для  системы технического творчества. Для того чтобы деятельность технопарков не замыкалась на двух крупных мегаполисах региона, предстоит решить кадровые вопросы, разработать систему обора технически одарённых учащихся и т.д.   

О развитии технического творчества обучающихся в Самаре рассказала руководитель управления воспитательной работы и дополнительного образования департамента образования Администрации г.о. Самара Лариса ГубареваО развитии технического творчества обучающихся в Самаре рассказала руководитель управления воспитательной работы и дополнительного образования департамента образования Администрации г.о. Самара Лариса Губарева. Более 10 тысяч детей занимаются в учреждениях дополнительного образования по техническому профилю в Самаре. Образовательный процесс не прекращается и летом: организуются профильные смены в оздоровительных лагерях. В 2017 году начата реализация и городского проекта «Умные каникулы»: сотрудники учреждений дополнительного образования проводят занятия с детьми из лагерей дневного пребывания, действующих при школах. Организуются различные конкурсы, соревнования по техническим видам спорта. Особое внимание уделяется сетевому и межведомственному взаимодействию в системе дополнительного образования.

Как одну из самых значимых докладчик выделила проблему кадрового дефицита в сфере детского технического творчества. В проект рекомендаций участников «круглого стола» предложено включить разработку программ повышения квалификации для педагогов, работающих по данному направлению и другие меры, которые могут способствовать решению кадрового вопроса.  

О специфике реализации детского технического творчества в общеобразовательных организациях на примере МБОУ «Лицей авиационного профиля №135» рассказал директор данного образовательного учреждения Сергей КопытинО специфике реализации детского технического творчества в общеобразовательных организациях на примере МБОУ «Лицей авиационного профиля №135» рассказал директор данного образовательного учреждения Сергей Копытин. Детально представив анализ урочной и внеурочной деятельности учащихся, он  пытался найти ответ на вопрос: «Каково место технического творчества в школах?».

Участники «круглого стола» поддержали коллегу в необходимости пересмотра подходов к составлению учебного плана с учётом специфики обучения в образовательных организациях, специализирующихся на технических дисциплинах. Так, например, преподавание «Технологии» должно основываться на профилирующих в той или иной школе предметах.

 Практическим опытом реализации проектов в сфере технического творчества поделился руководитель структурного подразделения ГБОУ Самарской области СОШ № 1 «Образовательный центр» м.р. Кинель - Черкасский Пётр КиринЕдинственная сельская станция юных техников в регионе действует в Кинель - Черкассах. Практическим опытом реализации проектов в сфере технического творчества поделился руководитель структурного подразделения ГБОУ Самарской области СОШ № 1 «Образовательный центр» м.р. Кинель - Черкасский Пётр Кирин. Гордость педагогов – более 2 000 воспитанников, ставших победителями и призёрами конкурсов и соревнований различного ранга. Гарантия успеха – основательность и системность работы руководства центра по развитию социального партнёрства. Это позволило заручиться помощью администрации района, коммерческих предприятий, поддерживающих начинания  центра. Существующая инфраструктура для занятий мото- и автоспортом, авиамоделированием и многими другими направлениями технического творчества востребована у ребят. На базе центра организуются соревнования разного уровня. В приоритете - создание комфортных условий для персонала и воспитанников, поддержание соответствующего уровня материально-технической базы. Пётр Кирин внёс предложение о согласовании поставки технического оборудования с образовательными учреждениями, а также о возможности выделения бюджетных средств для ремонта и техобслуживания в процессе эксплуатации техники.

Подробно об этой новой модели дополнительного образования рассказал участникам «круглого стола» руководитель структурного подразделения Самарского областного центра детско-юношеского технического творчества детский технопарк «Кванториум – 63 регион» Алекс30 марта в Самарской Губернской Думе состоялось заседание «круглого стола», организованное комитетом по образованию и наукеНовые горизонты технического творчества открываются для ребят с появлением в губернии первых детских технопарков. 14 марта участники совместного выездного мероприятия комитета по образованию и науке Самарской Губернской Думы и общественной комиссии по образованию своими глазами смогли увидеть, как организована работа детского технопарка «Кванториум – 63 регион» в Самаре. Подробно об этой новой модели дополнительного образования рассказал участникам «круглого стола» руководитель структурного подразделения Самарского областного центра детско-юношеского технического творчества детский технопарк «Кванториум – 63 регион» Алексей Богатов. Восемь приоритетных направлений деятельности детского технопарка определены в соответствии с развитием ведущих отраслей экономики Самарской области. Кванториум рассматривается как ресурсно-методический центр, обеспечивающий обучение детей по дополнительным общеобразовательным программам инженерно-технической направленности с использованием инновационного оборудования и программного обеспечения. Перед технопарком стоит много задач, в числе которых – выстраивание сотрудничества с учреждениями образования и системы отбора учащихся, привлечение социальных партнёров для реализации проектов в рамках государственно-частного партнёрства. 

Заместитель генерального директора по научно-методической работе центра молодежного инновационного творчества «АКВИЛ-Робототехника» при Самарском национальном исследовательском университете имени академика С.П. Королёва Светлана Черникова Заместитель генерального директора по научно-методической работе центра молодежного инновационного творчества «АКВИЛ-Робототехника» при Самарском национальном исследовательском университете имени академика С.П. Королёва Светлана Черникова посвятила своё выступление вопросам развития робототехники и технического творчества, работе по профориентации и другим направлениям работы центра.

Председатель комиссии по вопросам культуры, молодежной политики, межнациональных и межконфессиональных отношений Общественной палаты Самарской области Дмитрий КамынинСвои предложения по совершенствованию механизмов развития детского технического творчества высказал председатель комиссии по вопросам культуры, молодежной политики, межнациональных и межконфессиональных отношений Общественной палаты Самарской области Дмитрий Камынин. Он, в частности, затронул вопросы обеспечения преемственности в работе с одаренными детьми, максимального использования существующей инфраструктуры и возможностей технопарка для выстраивания системной работы с учащимися повсеместно на территории региона.

Модель организации  научно-технического творчества в современном вузе представила директор  Центра образовательных  проектов  Самарского государственного технического университета Лариса КлиминаМодель организации  научно-технического творчества в современном вузе представила директор  Центра образовательных  проектов  Самарского государственного технического университета Лариса Климина. Профильный комитет областного парламента в рамках выездного мероприятия, состоявшегося 23 марта, детально ознакомился с опытом организации работы университета с одарёнными детьми

Участниками «круглого стола» было поддержано предложение Ларисы Климиной о создании межведомственной рабочей группы для разработки  учебно-методических комплексов для работы по научно-техническому профилю для обеспечения единообразия образовательного процесса, систематизации практического опыта педагогов и решения других актуальных вопросов.  

Уполномоченный по правам ребёнка в Самарской области Татьяна КозловаУполномоченный по правам ребёнка в Самарской области Татьяна Козлова обратила внимание присутствующих, что привлечение детей и подростков к занятиям спортивно-техническим творчеством является действенной профилактической мерой, способствует как интеллектуальному, так и физическому развитию ребят и заслуживает всемерной поддержки.

В адрес министерства образования и науки Самарской области участниками «круглого стола» были высказаны рекомендации о работе по дальнейшему развитию материально-технической базы образовательных организаций, реализующих образовательные программы научно-технической направленности, обеспечении развития сетевого и межотраслевого взаимодействия образовательных организаций и промышленных предприятий и различных социальных партнеров.

В числе предложений – изыскать возможность поощрения педагогических работников, подготовивших детей, проявивших выдающиеся способности в сфере технического творчества, а также оплаты труда педагогов, осуществляющих подготовку учащихся к различного уровня соревнованиям и конкурсам. 

Подводя итог работы, Татьяна Бодрова поблагодарила всех за активное участие и заинтересованный диалог, сказав, что все высказанные предложения обязательно будут отражены в итоговых рекомендациях участников «круглого стола»Подводя итог работы, Татьяна Бодрова поблагодарила всех за активное участие и заинтересованный диалог, сказав, что все высказанные предложения обязательно будут отражены в итоговых рекомендациях участников «круглого стола».

30 марта 2018 г.

Необходимо войти на портал для добавления комментария (зарегистрироваться).

Вернуться

Оцените функциональность сайта