Правовая консультация книга

Экспертная деятельность

Совет НКО

 

Сакский районный Совет

Юным гражданам губернии

База знаний законодательства Самарской области


 

Анализ реформы местного самоуправления

Анализ реформы местного самоуправления4 сентября 2019 года в Самарской Губернской Думе под председательством М.Н. Матвеева состоялся семинар-совещание комитета по местному самоуправлению на тему «О практике реализации Закона Самарской области от 30.03.2015 № 23-ГД «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области». В заседании приняли участие заместитель председателя профильного комитета В.В. Попова, Первый почётный председатель Самарской Губернской Думы Л.И. Ковальский, первый губернатор Самарской области К.А. Титов, бывшие и действующие руководители органов местного самоуправления, представители научного сообщества, общественных структур, другие заинтересованные лица.

«Я рассчитываю, что с учетом присутствия здесь не только действующих депутатов, чиновников, но и бывших глав районов, глав городов, губернатора, экспертного сообщества ученых, мы постараемся сформулировать те рекомендации, которые будут, в конечном итоге, приняты каким-то консенсусом: и Правительством, и Губернской Думой. Если будет необходимо возвращать прежнюю модель, то таким дедлайном для нас является первый квартал 2020 года. То есть мы должны до конца текущего года проанализировать результаты этой реформы и до марта месяца следующего года успеть внести соответствующие изменения в законодательство. Если мы сохраняем прежнюю модель, то комитет, соответственно, берет в работу вопросы: какие необходимо внести дополнительно изменения в полномочия города и внутригородских районов; как эффективно распределить эти полномочия; что делать с бюджетом (сегодня 92,5% финансовых ресурсов областной столицы находятся у города и менее 8% - у внутригородских районов), что делать с численностью райсоветов, что делать со способом избрания и т.д. Это уже работа на следующий пятилетний цикл, получается», - открыл заседание председатель комитета Самарской Губернской Думы по местному самоуправлению М.Н. Матвеев.Анализ реформы местного самоуправления

В ходе семинара была заслушана информация об анализе полномочий и состоянии финансов внутригородских районов городского округа Самара.

Напомним, в 2015 году три муниципалитета страны: г.Самара, г.Челябинск и г. Махачкала – перешли на новую модель организации местного самоуправления. Областная столица региона получила статус городского округа с делением на внутригородские районы, наделенные рядом полномочий.

Законодательной основой для реформы МСУ послужили два региональных закона №23-ГД (установил порядок избрания главы г.о. Самара, порядок формирования городской Думы, формирования советов представительных органов и состав 9 внутригородских районов) и №74-ГД.

Внутригородские районы были наделены собственными полномочиями, которые в период с 2016 по 2019 годы по-разному распределялись и финансировались.

Законом Самарской области №74-ГД полномочия города по решению 15 вопросов местного значения были  разграничены и частично переданы на уровень районов. Например, такие полномочия как энергетика, дорожная деятельность, осуществление муниципального жилищного контроля и пр. При этом полностью внутригородским районам были переданы только 3 полномочия: по созданию условий для развития народного художественного творчества; по созданию и развитию лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения; по осуществлению муниципального лесного контроля.

Этим же Законом были разграничены вопросы внутригородских районов. Четыре из них были закреплены полностью за районами: владение и пользование распоряжением имуществом; обеспечение условий для развития физкультурой и спортом; создание условий для массового отдыха; реализация мероприятий по работе с детьми и молодежью.

Изначально районам было передано больше полномочий. Впоследствии часть из них была возвращена городу – полномочия по охране общественного порядка; по признанию права собственности на бесхозяйные сети газоснабжения; по обеспечению жильем населения; по оказанию медицинской помощи.

Одним из главных постулатов обратной передачи полномочий было то, что более эффективная их реализация возможна именно на уровне города в связи с недостаточным бюджетным финансированием районов. В настоящее время бюджет Самары составляет около 25,5 млрд рублей, тогда как суммарный бюджет районов менее 2 млрд рублей.

Комитет по местному самоуправлению областного парламента провел большую работу по анкетированию депутатов Советов депутатов внутригородских районов г.о. Самара и представителей органов ТОС с целью отслеживания и анализа динамики количества обращений граждан в органы власти Самарской области, эффективности работы органов местного самоуправления на местах.

Также Правительством Самарской области было проведено социологическое исследование оценки деятельности органов МСУ Самарской области со стороны населения.

Сегодня во внутригородских районах Самары работают 279 депутатов, 76 ТОСов и 44 управляющих микрорайонов. Вместе с тем, анкетирование показало, что в последние годы количество обращений граждан (а это в большинстве своем вопросы сферы ЖКХ, благоустройства, роста цен и тарифов) к власти выше районного уровня возросло на 24%.

«Избиратели не воспринимают районные администрации и райсоветы как органы власти, способные решать их проблемы. Сегодня 39,8% жителей в целом поддерживают, одобряют существующую схему. Людей, которые отрицательно относятся - порядка 3-5%. Но огромная часть людей, более 80% граждан, вообще ничего не знают, ни о деятельности районных депутатов, ни о деятельности администрации города. Это очень серьёзный сигнал о том, чтобы эту модель перезагрузить на новых условиях», - отметил М.Н. Матвеев.

Абсолютное большинство участников совещания сошлись во мнении о том, что для того, чтобы реформа заработала в полную силу и были достигнуты заявленные цели, необходим системный подход к финансовому обеспечению районов.

«Для того чтобы власти внутригородских районов работали эффективно и могли реализовать те задачи, которые были изначально декларированы, юридически переданные им полномочия должны быть финансово обеспечены. А для этого необходимо изменить схему финансирования, возможно, предоставив больше возможности районам по зарабатыванию средств в свои бюджеты», - сказал первый заместитель руководителя Администрации Губернатора Самарской области В.А.Кузнецов.Анализ реформы местного самоуправления

В ходе заседания было озвучено, что источником пополнения собственных доходов  районов могли бы стать, например, налог на землю, налог на недвижимость, налог на доходы малого бизнеса.

Анализ реформы местного самоуправления«Мониторинг эффективности реформы будет продолжен. Мы направим материалы для анализа в городскую Думу, в районные администрации, в райсоветы. Подождем ваших откликов, мнение Правительства и Губернатора Самарской области. И после Нового года, думаю, придем к какому-то консолидированному решению: то ли дорабатывать и совершенствовать действующую модель, то ли возвращать прежнюю», - подытожил М.Н. Матвеев.   

 

4 сентября 2019 г.
Дата изменения: 10 сентября 2019 г.

Необходимо войти на портал для добавления комментария (зарегистрироваться).

Вернуться

Оцените функциональность сайта