У Самарской области большой промышленный потенциал

2 ноября состоялось заседание «круглого стола» 2 ноября в Самарской Губернской Думе в режиме ВКС состоялось заседание «круглого стола» на тему «Реализация промышленной политики Самарской области в целях развития промышленного потенциала муниципальных образований, в том числе по развитию дорожной и транспортной инфраструктур». Организаторами «круглого стола» выступили три профильных парламентских комитета: комитет по промышленности, предпринимательству, торговле, информационным технологиям и связи, комитет по строительству, транспорту и автомобильным дорогам, комитет по местному самоуправлению.

От депутатского корпуса Самарской Губернской Думы в обсуждении заявленной темы приняли участие Николай Лядин, Геннадий Говорков, Роман Балтер, Светлана Бескоровайная, Вера Попова, Роман Маркаров, Максим Гусейнов, Андрей Мурзов, Николай Сомов, Юлия Хаджиева, Владимир Бокк, Алексей Иванов, Олег Гладунов, Сергей Войтенко, Михаил Смирнов, Михаил Усов, Игорь Фоменко.

В число участников «круглого стола» также вошли представители отраслевых министерств Самарской области, муниципальных образований, научного сообщества губернии, общественных организаций и промпредприятий региона.

2 ноября состоялось заседание «круглого стола» Открыл заседание модератор «круглого стола» - председатель комитета Думы по строительству, транспорту и автомобильным дорогам Николай Лядин: «В настоящее время против России введено более 12 тысяч санкций. Укрепление промышленного потенциала страны в таких условиях приобретает совершенно иные масштабы и жизненную необходимость.

Одним из стратегических направлений в достижении этой цели является развитие транспортной инфраструктуры.

Начать необходимо с подготовки документов транспортного планирования. Это требование законодательства, это залог эффективности расходования бюджетных средств. В конце прошлого года распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена  «Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года», направленная на опережающее удовлетворение ожиданий основных пользователей и потребителей транспортного комплекса.

Сегодня  мы видим, что формирование, расширение сети дорожной и транспортной инфраструктуры, равно как и реконструкция и строительство автомобильных дорог идут без полного учета роста промышленных и торговых территорий, а иногда и препятствуя их развитию  и транспортному обеспечению.

В этом мы могли убедиться в ходе выездных мероприятий. Например, такая ситуация сложилась и при реконструкции Заводского шоссе в г.о. Самара, и при реконструкции трассы М5 в г.о. Жигулевск.

Предприятия не должны оставаться один на один с дорожной деятельностью. Промышленные территории должны быть обеспечены всей инфраструктурой - транспортной, энергетической, коммунальной.

Важно системно решать вопросы по подключению к инфраструктуре, в том числе и дорожной, предприятий и организаций (возможно в рамках государственно-частного партнерства, в рамках конкурсных процедур); по строительству подъездных железнодорожных путей; по внедрению новых видов топлива на транспорте и т.д.»

«Тема нашего заседания, безусловно, важна для всех муниципалитетов Самарской области. Промышленность региона является одной из значимых составляющих, оказывающих решающее воздействие на уровень экономического развития общества.

Промышленная политика в Самарской области проводится в соответствии с Законом Самарской области «О промышленной политике в Самарской области», также утвержденной государственной программой «Развитие промышленности Самарской области и повышение ее конкурентоспособности до 2025 года».

Основной целью промышленной политики в Самарской области является увеличение валового регионального продукта, обеспечение занятости и повышение уровня жизни населения, рост доходов бюджетов всех уровней.

Наш регион - один из наиболее развитых в промышленном отношении субъектов Российской Федерации. На территории области функционирует более 650 крупных и средних промышленных предприятий.

Лидирующие позиции в экономике Самарской области занимают машиностроение и металлообработка, химическая, нефтехимическая и топливная промышленность, а также предприятия ОПК.

Муниципальная власть заинтересована в развитии хозяйственной деятельности на своей территории и должна создавать для этого благоприятную среду», - приветствовал участников заседания председатель комитета Думы по местному самоуправлению Геннадий Говорков.

«Самарская область является одним из развитых промышленных центров России. Регион занимает 3 место в ПФО по объему отгруженных товаров промышленного производства, в том числе 4 место — по добыче полезных ископаемых, 3 место — по обрабатывающим производствам и обеспечению электрической энергией, газом и паром, 2 место — по водоснабжению, водоотведению.

В структуре валового регионального продукта доля промышленности составляет 46%.

Основу развития экономики области составляют высокотехнологичные обрабатывающие производства с высокой добавленной стоимостью (автомобилестроение, производство авиационной и космической техники, на долю которых приходится около 22% всего объема промышленной продукции области), производства химической и металлургической отраслей.

Выступая на расширенном заседании Правительства Самарской области 28 октября 2022 года, Губернатор Самарской области Дмитрий Игоревич Азаров подчеркнул: «Инвестиции, создание новых рабочих мест, повышение уровня благосостояния граждан — это главные приоритеты развития Самарской области».

Сегодня как никогда важно повысить инвестиционную привлекательность, эффективность развития нашего региона и обеспечить экономическую устойчивость всех предприятий Самарской области.

Есть заинтересованность в том, чтобы на территории каждого муниципального образования были сформированы достойные инвестиционные условия для предпринимателей, а для жителей – достаточное количество рабочих мест», - поддержал коллег заместитель председателя комитета Думы по промышленности, предпринимательству, торговле, информационным технологиям и связи Роман Балтер.

Руководитель департамента инвестиционной, инновационной политики и внешнеэкономических связей министерства экономического развития и инвестиций Самарской области Дмитрий Абрамов довел до сведения участников «круглого стола» информацию о внедрении на территории Самарской области регионального инвестиционного стандарта (далее РИС).  

В текущем году 63-й регион вошел в число 45 субъектов РФ, реализующих пилотный проект по внедрению регионального инвестиционного стандарта.

РИС включает реализацию 5 направлений:

- Инвестиционная декларация,

-  Агентство развития,

- Инвестиционный комитет,

- Свод инвестиционных правил,

- Инвестиционная карта.

Заместитель министра — руководитель департамента машиностроительного комплекса министерства промышленности и торговли Самарской области Сергей Тишин доложил о мерах государственной поддержки промышленных предприятий Самарской области.

В настоящее время промпредприятия могут пользоваться такими формами и механизмами поддержки федерального и регионального уровня, как субсидии и займы.

Предусмотрено 160 мер федеральной поддержки для  машиностроительной отрасли, авиационной и химической промышленности. В 2022 году из бюджета страны региональными предприятиями в виде субсидий уже получено более 1,3 млрд рублей. До конца года планируется привлечь еще порядка 1 млрд рублей, в том числе для оплаты услуг по НИОКР высших учебных заведений, компенсации части затрат на уплату процентов по кредитам, продвижения потребительских непродовольственных товаров и др.

Субъектовые субсидии направлены на возмещение части затрат промпредприятий, связанных с приобретением нового оборудования, а также с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ.

 Общий объем субсидий промышленным предприятиям губернии из областного бюджета в текущем году планируется в размере 56 млн рублей, 8,2 млн рублей из которых уже выплачены.

При этом отмечалось, что акцент государственной поддержки в промышленности будет постепенно смещаться в пользу возвратного льготного финансирования.

Что касается такой меры поддержки, как предоставление займов, то здесь ведущим институтом развития России, предоставляющим льготные займы, является Фонд развития промышленности (далее ФРП).

ФРП с 2014 года предоставляет льготные целевые займы
по 13 программам финансирования.

Самарские предприятия активно используют механизм поддержки по линии ФРП. С 2015 года профинансировано 25 инвестиционных проектов региональных промпредприятий, объем поддержки в этой части составил более 4,7 млрд рублей.

В 2022 году предоставлены займы на 864,5 млн рублей, подписаны договора на 42,8 млн рублей, на рассмотрении находятся заявки на 4,6 млрд рублей.

Деятельность Государственного фонда развития промышленности Самарской области направлена на предоставление финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности, реализующим проекты по разработке и внедрению перспективных технологий, производству новой конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции гражданского назначения с импортозамещающим или экспортным потенциалом.

С 2020 по 2021 годы профинансировано 13 инвестиционных проектов на сумму более 218 млн рублей.

В текущем году планируется предоставить займы на 243 млн рублей.

При формировании бюджета Самарской области на 2023 – 2025 годы учтены средства на финансирование деятельности Государственного фонда в размере 600 млн рублей.

Новой формой господдержки, оказываемой региональным ФРП, являются гранты на компенсацию уплаченных процентов по банковским кредитам, полученным на пополнение оборотных средств.

В бюджете Самарской области на предоставление грантов предусмотрено 121,4 млн рублей, в том числе из федерального бюджета - 120,2 млн.. рублей.

Еще одним инструментом промышленной политики, направленным на стимулирование инвестиций в промышленное производство и предоставляющим право получения льгот по налогам является Специальный инвестиционный контракт (далее СПИК).

Значимой формой инвестиционного сотрудничества государства  и бизнеса является Соглашение о защите и поощрении капиталовложений, которая предполагает как  неизменность ведения бизнеса на период действия соглашения, так и предоставление налоговых льгот по трем налогам:  налогу на прибыль, земельному налогу и налогу на имущество.

На региональном уровне актуальными вариантами поддержки промышленных организаций в части льготного налогообложения на данный момент являются льготы по налогу на имущество организаций и льготы по налогу на прибыль организаций для организаций, реализующих инвестиционные проекты.

Предприятиям-участникам национального проекта «Производительность труда» предоставляется инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций.

О мерах, необходимых для обеспечения транспортной доступности предприятий и хозяйствующих субъектов Самарской области при ремонте, реконструкции и строительстве дорог местного, регионального и федерального значения, проинформировал заместитель министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области Андрей Дешевых.

Свои предложения для включения в Стратегию развития дорожного хозяйства на ближайшие годы озвучил руководитель департамента дорожного хозяйства и транспорта Администрации г.о. Тольятти Павел Баннов.

2 ноября состоялось заседание «круглого стола» Вопросам модернизации инфраструктуры городского электрического транспорта в г.о. Самара, а также организации дорожного движения был посвящен доклад заместителя главы г.о.Самара — руководителя Департамента транспорта Администрации г.о.Самара Сергея Маркина.

О необходимости поддержки промышленного потенциала муниципальных образований на примере г.о. Жигулевск (поддержка градообразующего предприятия ООО «ЭНЕРГОТЕХМАШ» в условиях экономических санкций, в том числе путем дополнительного размещения заказов на автокомпоненты от АО «АВТОВАЗ»)»  рассказал заместитель главы г.о. Жигулевск по экономическому развитию и закупкам Артём Вольчак. Напомним, что эта тема поднималась в ходе выездного мероприятия трёх профильных комитетов Самарской Губернской Думы по вопросу социально-экономического развития г.о. Жигулевск.

Заведующая кафедрой Автомобильных дорог и геодезического сопровождения строительства «Самарский государственный технический университет» Академии строительства и архитектуры Татьяна Дормидонтова акцентировала внимание участников заседания на вопросах совершенствования работы по развитию дорожной инфраструктуры в Самарской области.

Опытом применения комплексного подхода к формированию доступной транспортной инфраструктуры поделился главный инженер ООО «Дорнадзор» г.Санкт-Петербург Юрий Кушнин.

Свое видение перспектив и совершенствования промышленной политики Самарской области представил вице-президент Ассоциации «Союз работодателей Самарской области» Геннадий Кулаков.

По итогам обсуждения был выработан целый блок рекомендаций. Все вопросы и предложения, озвученные в ходе «круглого стола», взяты в работу профильных комитетов Самарской Губернской Думы.

2 ноября 2022 г.

Необходимо войти на портал для добавления комментария (зарегистрироваться).

Вернуться

Оцените функциональность сайта