Думские слушания на тему «Повышение инвестиционной привлекательности Самарского региона через призму развития транспортно-логистической инфраструктуры» 21 июня 2017 года


Архив видеозаписи думских слушании на тему «Повышение инвестиционной привлекательности Самарского региона через призму развития транспортно-логистической инфраструктуры» 21 июня 2017 года (часть 1)

Архив видеозаписи думских слушании на тему «Повышение инвестиционной привлекательности Самарского региона через призму развития транспортно-логистической инфраструктуры» 21 июня 2017 года (часть 2)

Состоялись думские слушания на тему «Повышение инвестиционной привлекательности Самарского региона через призму развития транспортно-логистической инфраструктуры»21 июня под председательством Габибуллы Хасаева состоялись думские слушания на тему «Повышение инвестиционной привлекательности Самарского региона через призму развития транспортно-логистической инфраструктуры», проводимые комитетом Самарской Губернской Думы по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике.  

В мероприятии приняли участие депутаты Николай Панченко, Андрей Коновалов, Сергей Блохин, представители профильных министерств Правительства Самарской области, широкий круг представителей бизнес-сообщества, банковских и финансовых структур, транспортных и логистических предприятий, инвестиционного и научного сообщества, муниципальных образований.      

Открывая заседание, Габибулла Хасаев отметил, что на XXI Петербургском международном экономическом форуме, который проходил в июне 2017 года, Президент страны Владимир Владимирович Путин особое внимание уделил разговору о необходимости привлечения инвестиций как частных, так и иностранных, снятию искусственных административных барьеров, поиску принципиально новых экономических механизмов и инструментов.

В мероприятии приняли участие депутаты Николай Панченко, Андрей КоноваловРезультаты регионального инвестиционного рейтинга показали, что сегодня Самарская область находится на 65 месте из числа всех регионов страны. Этот показатель необходимо повышать. Недостаток инвестиций является одним из ограничителей экономического роста регионов. 

Габибулла Хасаев рассказал: «Сегодня идут серьезные соревнования между регионами за инвестиции, за создание новых экономических условий на своих территориях в виде особых экономических зон, территорий опережающего развития, промышленных парков и других инновационных форм организации производственных сил.

Самарская область занимает очень выгодное экономико-географическое положение, находится на пересечении важнейших международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток». Наш регион является центром практически всех видов транспорта: железнодорожного, авиационного, речного, автомобильного, имеет возможность обслуживать российские и международные грузопотоки из Казахстана, Средней и Юго-Восточной Азии, Европы, Китая. Но, к сожалению, этот огромный потенциал реализуется не в полной мере.

В то же время сегодня появляются принципиально новые возможности для включения Самарского региона в международное экономическое пространство именно в сфере развития транспортной инфраструктуры.

Например, сейчас готовится к реализации масштабный китайский проект «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века». Президент России Владимир Владимирович Путин в Пекине на открытии форума «Один пояс, один путь» заявил о необходимости создания большого евразийского партнерства, которое свяжет Азию и Европу.

Напомню вам, что в начале 2000-х годов правительство Самарской области разработало уникальный     проект по созданию Самарского транспортно-консолидирующего центра, этот проект не имел аналогов в стране. К сожалению, он так и не был реализован. Сегодня в рамках проведения Думских слушаний мы сконцентрируемся на связи развития транспортно-логистической инфраструктуры и инвестиционной привлекательности нашей губернии».

Модератор заседания, управляющий директор Самарского представителя АО «ФИНАМ» Антон Ларионов подчеркнул, что транспортно-логистический комплекс рассматривается как точка роста Самарской областиМодератор заседания, управляющий директор Самарского представителя АО «ФИНАМ» Антон Ларионов подчеркнул, что транспортно-логистический комплекс рассматривается как точка роста Самарской области. В ходе думских слушаний планируется подробно обсудить тематику и выработать конкретные практические рекомендации, которые лягут в основу так называемой «дорожной карты».

Советник Губернатора Самарской области Иван Андрончев выступил с докладом «О перспективах создания в Самарской области транспортно-логистического центра».

Он отметил, что потенциал в этом направлении большой – есть возможность использовать ресурсы Куйбышевской железной дороги, а также мобилизовать научную общественность, привлечь к разработкам профильный университет путей сообщения, Самарский университет, экономический университет.

Планы развития транспортной инфраструктуры в Самарской области утверждены. Они требуют глобального вложения и бюджетных средств и инвесторов. Строительство транспортно-логистических центров в этих планах присутствует.

Выступление ведущего специалиста НПЦ ИНФОТРАНС Алексея Ефремова было посвящено вопросу прикладного характера – О модели функционирования транспортно-логистического центра.  

Он подробно рассказал о разработках предприятия, в частности – о модели мультимодального контейнерного терминала.

Были отмечены конкурентные преимущества Самарской области для создания транспортно-логистического центра:

  • транспортная доступность;
  • хорошая техническая база, в первую очередь, Куйбышевской железной дороги;
  • кадровая подготовка, которую осуществляет СамГУПС;
  • возможность аккумулировать грузы из соседних регионов – Саратов, Пенза, Ульяновск, Татарстан. Марий Эл и др.

В ходе обсуждения остановились и на инвестиционных рисках. Потенциальные инвесторы опасаются вкладывать средства, не зная, будет ли востребован тот или иной проект и сможет ли инвестор выполнить взятые обязательства перед сотрудниками своего предприятия. Необходимо менять отношение государства к бизнесу, создавать условия для эффективной совместной работы, в том числе – и на законодательном уровне.

О развитие транспортно-логистических инфраструктур Самарской области подробно рассказал заместитель начальника Куйбышевской железной дороги по корпоративному управлению и работе с органами власти, депутат Самарской Губернской Думы Сергей БлохинО развитие транспортно-логистических инфраструктур Самарской области подробно рассказал заместитель начальника Куйбышевской железной дороги по корпоративному управлению и работе с органами власти, депутат Самарской Губернской Думы Сергей Блохин. 

65% грузов, перевозимых по Самарской области, потенциально пригодны к контейнерным перевозкам. А сейчас их доля составляет всего 4,5-5%. В среднем оптимизация расходов компании за счет контейнерных перевозок может составить от 12 до 35%.

Технология контейнерных перевозок подразумевает использование специальных железнодорожных платформ, на которых перевозятся грузовые автомобили либо прицепы большегрузов. Это позволяет снизить затраты на перевозки и существенно сократить время, необходимое на погрузку и разгрузку. Технология таких контейнерных перевозок широко используется во всем мире, например, крупными торговыми сетями.

Сергей Блохин рассказал, что уже имеется потенциальный инвестор из Китая, заинтересованный в строительстве центра контейнерных перевозок в нашем регионе – компания занимается контейнерными перевозками китайских товаров в Европу, а обратно эти контейнеры возвращаются загруженными лишь на 30%. Поэтому компания заинтересована в создании единого центра, который бы аккумулировал продукцию регионов ПФО, и в котором можно было бы загрузить контейнеры для перевозки их в Китай.

Центр контейнерных перевозок, по мнению экспертов, должен располагаться в непосредственной близости к железнодорожным путям, к крупным автомобильным дорогам, и водным артериям, чтобы  оптимизировать затраты времени и организационных усилий.

Сергей Блохин рассказал и о другом важном проекте: сейчас разрабатывается проект строительства автомобильной дороги на железнодорожном мостовом переходе около Октябрьска. С точки зрения железнодорожных перевозок участок между Октябрьском и Безенчуком - узкое место, предлагается построить между ними третий автомобильный мост. По предварительным расчетам третье полотно Александровского моста обойдется в 50 млрд рублей.

Вопросы финансово-экономического блока подробно раскрыл в своем выступлении директор Представительства ПАО «Московская биржа» в Самаре Андрей Лютиков.

В качестве источника финансирования строительства центра контейнерных перевозок возможно рассмотреть выпуск Самарской областью инфраструктурных облигаций. Андрей Лютиков отметил, что биржа готова не только выпустить ценные бумаги, но и найти для проекта инвесторов. Он рассказал, что подобный инструмент используется в России с 2011 года. Механизм прост — на собранные от реализации облигаций средства строятся конкретные объекты инфраструктуры, а держатели ценных бумаг получают доход от их эксплуатации. В эти проекты охотно вкладывают средства пенсионные фонды и страховые компании, которые заинтересованы в «длинных» вложениях средств.

Главное преимущество такого варианта для региона – использование внебюджетных средств. А главный риск для инвесторов – возможность невостребованности уже готового объекта, высокая инфляция.

Уже принято решение о строительстве крупного речного зернового логистического терминала в районе Сызрани. Инвестором выступит ПАО «Московская биржа». Востребованность такого комплекса может быть достаточно высока. В прошлом году урожай зерна в Самарской области превысил 2,1 млн тонн, а внутреннее потребление составило всего 1 млн тонн. В соседних областях урожай тоже значительно превысил потребности. Сейчас наблюдается огромный дефицит транспортных мощностей по вывозу зерна вниз по Волге в Иран и Азербайджан — спрос на наше зерно там очень высок.

В завершении заседания Габибулла Хасаев поблагодарил всех участников за подробнейшие выступления и заинтересованное обсуждениеВ завершении заседания Габибулла Хасаев поблагодарил всех участников за подробнейшие выступления и заинтересованное обсуждение и резюмировал итог думских слушаний:

- Я считаю, в Самарской области пора переходить от идей транспортно-логистических комплексов к идеологии транспортно-логистического кластера. Его создание позволит получить ряд преимуществ, в том числе и мощную государственную поддержку. Ярким позитивным примером является аэрокосмический кластер Самарской области, который сегодня поддерживается и региональным, и федеральным бюджетом.  

Мы будем рекомендовать Правительству Самарской области заложить средства в бюджете на 2018 год для финансирования проекта создания транспортно-логистического кластера.

Со своей стороны Губернская Дума будет создавать законодательные предпосылки для этого. Будут внесены изменения в областной закон об инвестициях, с тем, чтобы участники кластера могли иметь реальную государственную поддержку и рассчитывать на защиту своих интересов.

Также прямая задача законодательной власти – поддержать идею налогового стимулирования развития объектов кластера.

Чтобы сформировать этот кластер, необходимо объединить усилия законодательной, исполнительной власти, бизнес-сообщества. И конечно, огромную роль играет привлечение инвестиций. 

Мы должны активно двигаться по пути повышения инвестиционной привлекательности региона. А это – цифровизация бизнеса, экономики и всех отраслей, снятие административных барьеров, использование федеральных льгот, инвестиционных кредитов, инфраструктурной ипотеки, о которой говорил Президент страны, внедрение биржевых инструментов. Необходимо стимулировать работу по трансформации прибыли предприятий, банков, сбережений населения в инвестиции.

Вся эта огромная работа позволит Самарской области стать конкурентоспособным игроком в экономическом пространстве страны.

Информационно-аналитические материалы к думским слушаниям на тему «Повышение инвестиционной привлекательности Самарского региона через призму развития транспортно-логистической инфраструктуры» 21 июня 2017 года

Предложение по созданию транспортно-консолидирующего центра в Самарской области (на основе материалов “Концепции создания СТКЦ” 2004 – 2016гг.) (*.pdf, 2.7 Mб)

Логистический складской комплекс АО «РосТрансТерминал» (*.pdf, 2 Mб)

Развитие транспортно-логистической инфраструктуры в Самарской области (заместитель начальника Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Блохин Сергей Григорьевич) (*.pdf, 2 Mб)

О повышении технологической эффективности работы дороги в области транспортно – логистической деятельности, направленной на повышение качества транспортного обслуживания пользователей железнодорожного транспорта (начальник Куйбышевского ТЦФТО Хахулин ИгорьВладимирович (*.pdf, 308 Кб)

Рынок облигаций на Московской Бирже (директор Представительства ПАО «Московская биржа» в Самаре Андрей Лютиков) (*.pdf, 567 Кб)

О перспективах создания в Самарской области транспортно-логистического центра (советник Губернатора Самарской области Иван Андрончев) (*.pdf, 215 Кб)

Взаимодействие ПАО «ТрансКонтейнер» с клиентами (директор филиала ПАО «ТрансКонтейнер» на Куйбышевской ж.д.Булытов А.Н.) (*.pdf, 1.3 Mб)

21 июня 2017 г.
Дата изменения: 29 июня 2017 г.

Необходимо войти на портал для добавления комментария (зарегистрироваться).

Вернуться

Оцените функциональность сайта