Практика внедрения дуального обучения – восторги и шоки!!!

 22 сентября 2017 года в г.о. Тольятти состоялось выездное мероприятие комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке по вопросу изучения опыта внедрения дуального обучения на территории Самарской области. В нем приняли участие первый заместитель председателя областного парламента Екатерина Кузьмичева, заместитель председателя профильного комитета Самарской Губернской Думы Татьяна Бодрова, член комитета по образованию и науке Андрей Першин, руководитель управления профобразования, науки и кадрового обеспечения министерства образования и науки Самарской области Александр Мочалов, руководители образовательных учреждений г.о. Тольятти.

Началось мероприятие с экскурсии по ГАПОУ «Тольяттинский социально-педагогический колледж». Директор колледжа Ирина Мальченкова ознакомила депутатов с материально-технической базой образовательного учреждения, рассказала об особенностях его образовательных программ.

В ТСПК проходят обучение порядка 1500 студентов. Здесь осуществляется подготовка кадров по трем укрупненным группам специальностей: информатика и вычислительная техника; образование и педагогические науки; физическая культура и спорт. Колледж – авторизованный учебный центр SMART.

Он участник экспериментальной  площадки Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФИРО) по теме: «Исследование моделей организационного устройства образовательных учреждений СПО».

Еще одна особенность ТСПК то, что колледж является площадкой лучших практик Академии «World Skills» и реализует программу повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения по компетенции «Дошкольное образование».

Более того, на базе данного образовательного учреждения функционирует региональный Специализированный Центр Компетенций Дошкольного образования.

Еще одна особенность ТСПК то, что он является ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ. Здесь реализуются семь адаптированных образовательных программ.

После ознакомительной экскурсии по колледжу состоялось рабочее совещание.

«В 2013 году Правительство Самарской области выпустило нормативно-правовой акт об организации дуального образования на территории нашего региона», - открыла заседание заместитель председателя комитета по образованию и науке Татьяна Бодрова. – «В данном направлении есть понимание со стороны Союза работодателей, ведется работа по подготовке кадров для нужд Самарской области, имеется опыт внедрения дуального образования. Вместе с тем, сегодня ставятся вопросы о более тесном взаимодействии образовательных учреждений и института работодателей, о распространении практик дуального образования на более широкий круг образовательных учреждений».

Руководитель управления профобразования, науки и кадрового обеспечения министерства образования и науки Самарской области Александр Мочалов отметил, что наш регион один из лидеров среди других субъектов РФ по количеству нормативно-правовых документов, регулирующих сферу.

Если в советские времена была поточная система подготовки кадров и предприятия трудоустраивали целые выпуски профтехучилищ, то в 90-ые годы эта связь между образовательными учреждениями и работодателями была потеряна.

Сегодня приходится «наводить новые мосты».

По словам докладчика, модель дуального обучения отличается от производственной практики, прежде всего, содержательным составляющим. Дуальная система позволяет готовить кадры для конкретных предприятий, так как в этом случае образовательные программы не просто согласовываются с работодателями, а пишутся непосредственно с их участием с учетом потребностей и запросов именно этого заказчика.

«Сегодня в дуальном обучении в той или иной степени участвуют практически все виды образовательных организаций: и школы, и детсады, и учреждения СПО, а также многие малые, средние и крупные предприятия и даже ИП. Так как все понимают, что это лучший и, пожалуй, единственный способ подготовки кадров для себя», - подчеркнул Мочалов.

В Самарской области успешно действует региональная система квалификационной аттестации.

Главная задача образовательного учреждения, участвующего в реализации дуальной системы обучения – обеспечение индивидуальной программы обучения для подготовки определенных компетенций.

Еще одной составляющей дуального обучения является институт наставничества.

Пример эффективного внедрения формы дуального обучения является ГАПОУ «Тольяттинский социально-педагогический колледж», который находится впереди всех образовательных учреждений по применению образовательных программ «World Skills». Именно эти программы являются мировыми стандартами подготовки кадров, позволяющими ежегодно повышать планку уровня данной подготовки и качества регионального образования. Кстати, по вовлеченности в «World Skills» Самарская область входит в тройку лидеров после Москвы и Татарстана.

Более подробно об опыте применения системы дуального обучения рассказала директор колледжа Ирина Мальченкова.

Экспериментальная система реализуется в ТСПК с 2015 года. Тогда были заключены 76 двусторонних договоров со школами и детскими садами о дуальной модели подготовки кадров для отрасли образования, физической культуры и спорта.

Сегодня уже заключено 173 трехсторонних договора между колледжем, учреждением (организацией) работодателем и студентом, закрепляющие отношения между сторонами в рамках дуальной модели подготовки.  Из них, 81 договор заключили студенты специальностей Дошкольное и Специальное дошкольное образование, 68 договоров – специальности Преподавание в начальных классах и 24 договора – специальности Физическая культура.

В организациях, которые выступают партнерами в дуальной модели подготовки, работают 173 наставника.

Большая работа была проведена для формирования образовательных программ под корпоративные заказы. Неоценимую помощь в этом колледжу оказал Региональный центр трудовых ресурсов. Были созданы фокус-групповые дискуссии, в результате которых в образовательном учреждении был внедрен вариативный профессиональный модуль, нацеленный на заказ работодателей.

Модель такая - группа из 25 студентов обучается по одной образовательной программе, в рамках которой 18 вариаций с индивидуальным набором профессиональных компетенций.

В реализации образовательного процесса активное участие принимают как преподаватели-тьюторы, так и наставники.

Начиная со второго курса, 2-3 учебных дня занятия вынесены на предприятия работодателей.

После каждого модуля студенты сдают квалификационный экзамен, который также проходит на производстве.

В числе ожидаемых итогов применения дуальной системы Мальченкова назвала сокращение времени на адаптацию и снижение затрат на «тонкую доводку» специалистов-выпускников.

В 2017 году выпускники колледжа (182 человека) приняли участие в демонстрационном экзамене по стандартам «World Skills» и подтвердили достойный уровень качества подготовки.

В этом учебном году ГАПОУ «Тольяттинский социально-педагогический колледж» выпустит свой первый выпуск студентов, подписавших трехсторонние договора.

По словам Александра Мочалова, согласно Поручению Президента России Владимира Путина все выпускники учреждений профобразования должны проходить через демонстративные экзамены. Самарская область в числе пилотных регионов.

Со стороны работодателей выступили заместитель директора МАОУ детский сад №79 «Гусельки» г.о. Тольятти Елена Шубина и заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ г.о. Тольятти «Школа № 59 имени Г.К. Жукова» Екатерина Безуглая. Они признались, что первоначально с опаской вступали в дуальную систему. В первый год не было определенности, как работать наставникам со студентами-второкурсниками, какую роль отводить самим студентам в производственном процессе. 

Сейчас, на третьем году участия в дуальной системе, представители работодателей уверенно называют преимущества такой формы обучения:

- участие в разработке непосредственно образовательной программы под свои запросы;

- временная продолжительность нахождения студента на предприятии (три курса вместо обычной двухнедельной производственной практики);

- постоянный состав студентов на предприятии;

- повышение конкурентоспособности в образовательной сфере.

«Система подготовки кадров для сферы образования существовала всегда», - подтвердила первый заместитель председателя Самарской Губернской Думы Екатерина Кузьмичева. – «Раньше все выпускники всегда направлялись на переподготовку, так как после окончания образовательного учреждения они были только теоретически подготовлены, а практически нет. Дуальная система обучения снимает эту проблему. Именно поэтому так важно в эту систему как можно больше работодателей».

Татьяна Бодрова предложила рекомендовать областному министерству образования и науки, а также департаментам образования г.о. Самара и.г.о. Тольятти включить в число критериев эффективности деятельности образовательных организаций участие в реализации модели дуального обучения.

22 сентября 2017 г.

Необходимо войти на портал для добавления комментария (зарегистрироваться).

Вернуться

Оцените функциональность сайта