Кто в ответе за контейнерные площадки

29 августа состоялось расширенное рабочее совещание по вопросу реализации новой системы по обращению с ТКО в муниципалитетах на территории Самарской области29 августа 2019 года в Самарской Губернской Думе под председательством М.Н. Матвеева состоялось расширенное рабочее совещание комитета по местному самоуправлению по вопросу реализации новой системы по обращению с ТКО в муниципалитетах на территории Самарской области. В заседании приняли участие заместитель председателя профильного комитета В.В. Попова, депутаты областного парламента Д.П. Литвинов и А.А. Степанов, заместитель министра энергетики и ЖКХ Самарской области Н.М. Ржевская, врио руководителя департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области А.А. Гаршина, председатель правления ООО «ЭкоСтройРесурс» - Региональный оператор по обращению с отходами М.А. Захаров, представители муниципальных образований, прокуратуры Самарской области, ГЖИ Самарской области, Общественной палаты Самарской области, другие заинтересованные лица.

Открыл совещание председатель комитета Самарской Губернской Думы по местному самоуправлению М.Н. Матвеев«Главная задача, которую комитет по местному самоуправлению сейчас ставит, это подготовка к принятию бюджета 2020 года. Соответственно, сегодня нам важно выяснить, какая помощь нужна муниципальным образованиям в части реализации программы по обращению с ТКО. В частности, хотелось бы услышать мнения муниципалитетов по вопросу функционирования контейнерных площадок: как они должны выглядеть, сколько их должно быть, в чьей зоне ответственности они должны находиться. Кроме того, поскольку в министерство ЖКХ поступил отчет о результатах деятельности регоператора по обращению с ТКО за первое полугодие 2019 года, соответственно, мы также послушаем информацию министерства и регоператора о том, что удалось или не удалось сделать, какие узкие места выявились, какие шаги следует предпринять для устранения проблемных вопросов», - открыл совещание председатель комитета Самарской Губернской Думы по местному самоуправлению М.Н. Матвеев.

С подробным докладом выступила заместитель министра энергетики и ЖКХ Самарской области Н.М. РжевскаяС подробным докладом выступила заместитель министра энергетики и ЖКХ Самарской области Н.М. Ржевская.

 Напомним, с 1 января текущего года в Самарской области осуществлен переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами.

По словам замминистра, в 2019 году впервые была проведена сверка между отраслевым министерством, региональным оператором и органами местного самоуправления по вопросу наличия существующих контейнерных площадок, их дефицита и необходимости их обустройства.

Так, на территории муниципальных образований 63-го региона оборудованы 13481 контейнерные площадки (далее КП) для накопления ТКО.

На сегодняшний день имеется потребность в организации и обустройстве 3350 мест накопления ТКО. Необходимо приобрести 8131 контейнер.

«В рамках реализации государственной программы уже сейчас выделены из областного бюджета средства: 50 млн рублей - на реконструкцию существующих контейнерных площадок, 100 млн рублей – на устройство новых контейнерных площадок и 100 млн рублей – на приобретение новых контейнеров», - проинформировала Н.М. Ржевская.

В территориальную схему обращения с отходами Самарской области включено 5 объектов обработки ТКО (из них 2 объекта не участвуют в обращении с отходами по причине отсутствия тарифов), 16 объектов размещения отходов (из них 4 объекта не эксплуатируются по причине отсутствия лицензии и тарифа).

С целью развития структуры обращения с ТКО на территории нашего региона и увеличения доли обработанных и утилизированных отходов, запланировано строительство 12 мусоросортировочных комплексов, 10 мусороперегрузочных станций и 1 мусороперегрузочный комплекс с площадкой сезонного накопления отходов, 6 объектов размещения ТКО и 3 экотехнопарка.

Министерством энергетики и ЖКХ Самарской области сделан запрос в адрес Минприроды РФ о предоставлении субсидии из федерального бюджета на 2021 год в размере 1, 241 млрд рублей для приобретения оборудования для 3 экотехнопарков, а также перегрузочного комплекса в районе с.Рождествено.

В июле 2019 года введен в эксплуатацию новый мусоросортировочный комплекс вблизи г.о. Новокуйбышевск мощностью 40 тыс.тонн в год.

Также в июле 2019 года регоператор подписал инвестиционный меморандум с Правительством Самарской области, администрацией м.р. Волжский в сфере реализации проекта по строительству экотехнопарка «Зелененький» с мусоросортировочным комплексом с мощностью по утилизации, подготовкой и производством из вторичного сырья готовой продукции.

На данный момент, у 9 из 12 действующих объектов размещения отходов год вывода из эксплуатации 2021-2022. Это полигоны в г.о. Новокуйбышевск, г.о. Тольятти, г.о. Чапаевск, м.р. Кинель-Черкасский, м.р. Кошкинский, м.р. Похвистневский, м.р. Сергиевский, м.р. Сызранский, м.р. Шенталинский.

Региональным МинЖКХ ведется работа по созданию системы контроля за проведением мероприятий по рекультивации полигонов с истекшим сроком эксплуатации и возвращению в эксплуатацию брошенных полигонов.

Вопрос несанкционированных мест размещения отходов также не остался без внимания.

По словам Ржевской, министерством совместно с муниципалитетами выверены список и координаты таких мест. На 1 января 2019 года были зафиксированы 984 несанкционированные свалки, в настоящее время 404 из них ликвидированы. На эти цели из областного бюджета выделено 50 млн рублей.

Более того, уже одобрена заявка региона в федеральную программу «Чистая страна» нацпроекта «Экология» общим объемом финансирования 957 млн рублей (743 млн рублей – средства федерального бюджета, 214 млн рублей – средства областного бюджета) на ликвидацию 4 крупнейших несанкционированных свалок: свалка южнее завода «АВТОВАЗ», свалка инертных отходов напротив завода «АВТОВАЗ», свалки в г.о. Октябрьск и г.о. Чапаевск.

В госпрограмму «Охрана окружающей среды» включены 3 потенциальных объекта, которым предусмотрены ликвидация. Это свалки в м.р. Алексеевский, г.о. Жигулевск, г.о. Тольятти.

В рамках второго этапа этой госпрограммы, рассчитанной до 2030 года, запланирована ликвидация еще 14 несанкционированных свалок с последующей рекультивацией территорий.

Также замминистра отметила, что отраслевое министерство тщательно контролирует работу регионального оператора.

Всего по итогам первого полугодия 2019 года региональным оператором было собрано и транспортировано ТКО в объеме более 527 тысяч тонн, из них свыше: 129 тысяч тонн - передано на обработку, около 13 тысяч тонн пошло на утилизацию. Доля твердых коммунальных отходов, направленных на переработку составляет 24,62%, доля ТКО, направленных на утилизацию – 2,46%.

Транспортирован ТКО на территории Самарской области осуществляется 8 перевозчиками, заключившими договора с регоператором. Задействовано более 600 единиц техники, из них 150 единиц работает в г.о. Самара.

Министерством энергетики и ЖКХ Самарской области направлена заявка в адрес «Российский экологический оператор» на предоставление льготного лизинга на сумму 6,2 млрд рублей для приобретения спецтехники и оборудования.

Не менее важный вопрос – совершенствование территориальной схемы.

С целью создания эффективной системы управления с отходами была разработана терсхема, содержащая данные о полигонах, объектах обработки и сортировки ТКО, контейнерных площадках, маршрутах перевозки ТКО и т.д.

До конца 2019 года запланировано внесение изменений в терсхему обращения с отходами, в том числе:

  • уточнение мест накопления ТКО в соответствии с реестром КП;
  • включение нового объекта по обработке ТКО – мусоросортировочного комплекса вблизи с г.о. Новокуйбышевск;
  • актуализация информации о количестве несанкционированных свалок;
  • обновление списка утилизирующих компаний.

Отдельно был рассмотрен вопрос о раздельном сборе ТКО.

В текущем году подписано соглашение с г.о. Новокуйбышевск о реализации на его территории пилотного проекта по дуальному сбору мусора: сухие отходы и загрязненные отходы. Эксперимент будет проходить в течение целого года. В настоящее время составляется «дорожная карта».

Более подробно о том, с какими проблемами столкнулся регоператор в первом полугодии текущего года, рассказал директор ООО «ЭкоСтройРесурс» - Региональный оператор по обращению с отходами М.А. Захаров.

В целом работа выстроена:

  • открыто 37 центров обслуживания населения, снижена проблематика наличия некорректных данных в квитанциях;
  • с июля текущего года вступило в силу Постановление Правительства РФ, которое обязало УК предоставлять регоператору данные о зарегистрированных жителях, то есть о «расчетных единицах»;  
  • частично снята проблема банковских комиссионных сборов со взносов за вывоз ТКО (без комиссии можно оплатить взнос в банкоматах Сбербанка, Земского банка и Почта банка)
  • проведена инвентаризация контейнерных площадок, все они закоординированы;
  • налажен контроль за работой 8 перевозчиков; закуплено 38 единиц новой спецтехники;
  • введена система талонов с qr-кодами на размещение отходов на полигонах;
  • все полигоны размещения ТКО оборудованы весами;
  • ведется мониторинг видов отходов;
  • решается вопрос по ликвидации несанкционированных свалок (с 1 января 2019 года за вновь выявленные несанкционированные места размещения ТКО отвечает именно регоператор) и т.д.

По словам Захарова, на начало деятельности регоператора в 27 муниципальных образованиях Самарской области, то есть во всех сельских районах существовали населенные пункты, где вывоз твердых коммунальных отходов не осуществлялся никогда – это порядка 480 населенных пунктов.

На 1 июля 2019 года уже в 160 населенных пунктов из этого списка регоператор оказывает услугу по вывозу ТКО.    

Вместе с тем, еще остаются «узкие места». Особенно остро стоит проблема несанкционированных свалок там, где нет полигонов, где проводится поведерный или помешочный сбор мусора, а также там, где отсутствуют дороги с твердым покрытием (в осенне-весенний период мусоровозы попросту не могут проехать в эти населенные пункты).

Одной из «болевых точек» является проблематика вывоза промышленных и строительных отходов. В настоящее время, эти виды отходов находятся вне надзора и нетарифицированы. Между тем, именно промотходы и строительный мусор – основная причина появления несанкционированных свалок.

Что касается собираемости взносов за вывоз ТКО, то суммарный сбор с жителей и юрлиц составил:

  • в январе 2019 года - 81,5%,
  • в феврале – 77%,
  • март и апрель – по 70%,
  • май-июнь – 65% платежей от выставленных квитанций.

В августе началась большая претензионная работа.

В ходе рабочего совещания опытом взаимодействия с регоператором и МинЖКХ в сфере обращения с ТКО поделились представители нескольких муниципальных образований Самарской областиВ ходе рабочего совещания опытом взаимодействия с регоператором и МинЖКХ в сфере обращения с ТКО поделились представители нескольких муниципальных образований Самарской области.

Например, м.р. Сергиевский можно смело назвать примером для подражания. Район начал подготовку к переходу на новую систему обращения с ТКО заблаговременно. Здесь открыты центры обслуживания населения, где принимались заявки на открытие лицевых счетов. В настоящее время открыто 14,5 тысячи счетов. Поводилась большая работа с юрлицами по заключению договоров на вывоз мусора.

Сегодня собираемость с жителей составляет 93,3%, с юрлиц – 79,5%.

Также активную деятельность ведет районная администрация по установке новых контейнерных площадок в тех населенных пунктах, где нет центрального вывоза. В 2019 году появилось 20 новых КП.

Менее радужная картина складывается в м.р. Клявлинский.

Услугами перевозчика ТКО охвачены 13 населенных пунктов. Сбор мусора осуществляется в 33 деревнях (в 5 населенных пунктах организован контейнерный сбор, в 28 – помешочный сбор).

10 деревень находятся вне терсхемы и там вывоз ТКО не осуществляется.

Кроме того, в период половодья зачастую приостанавливается вывоз мусора даже из тех населенных пунктов, которые включены в территориальную схему. Поэтому графики выездов мусоровозов «плавают».

Тем не менее, работа ведется. Есть взаимодействие с регоператором. Общий показатель собираемости платежей составляет 65-70%.

Представитель м.р. Похвистневский рассказал, что на территории района располагается 79 населенных пунктов, из них лишь 27 населенных пункта охвачены вывозом ТКО. Сбор мусора осуществляется поведерным и помешочным способом.

Услугу оказывает только муниципальное предприятие. Собственных средств на покупку новой спецтехники и оборудования нет. Как нет и финансов на установку порядка 5000 контейнеров во всех 79 населенных пунктах.

В городских округах выявлена аналогичная проблематика ремонта, закупки и обслуживания контейнерных площадок.

Так, в г.о. Самара внесены в реестр 3645 контейнерных площадок, из них 1225 КП находятся в управлении городского округа, 375 КП закреплены за внутригородскими районами, остальные – зона ответственности потребрынка, ТСЖ и ЖСК.

Потребность в новых КП составляет 76 единиц и 380 контейнеров.

В текущем году из муниципального бюджета и бюджетов внутригородских районов было выделено 55 млн рублей на ремонт 890 контейнерных площадок.

Проблематика в том, что в настоящее время законодательно за органами МСУ установлена обязанность по организации, обустройству и содержанию контейнерных площадок, в то время как за регоператором – лишь обязанность за подбор мусора в момент погрузки его в спецмашину.

Администрация г.о. Самара вышла с инициативой рассмотреть возможность закрепить обязанность по содержанию контейнерной площадки за регоператором.

Подводя итог заседанию, М.Н. Матвеев отметил: «Сегодня состоялся, действительно, конструктивный разговор.Подводя итог заседанию, М.Н. Матвеев отметил: «Сегодня состоялся, действительно, конструктивный разговор.

Министерству энергетики и ЖКХ Самарской области совместно с местными администрациями городских округов и муниципальных районов мы рекомендуем подготовить предложения по определению механизма софинансирования расходов по созданию и содержанию мест накопления ТКО за счет средств бюджета Самарской области и местных бюджетов с учетом потребностей муниципальных образований.

Также министерству и муниципалитетам следует рассмотреть возможность внесения изменений в Порядок накопления твёрдых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области в целях создания условий для внедрения эффективной системы раздельного накопления ТКО и унификации правоприменительной практики, учитывающей городскую и сельскую специфику».

29 августа состоялось расширенное рабочее совещание по вопросу реализации новой системы по обращению с ТКО в муниципалитетах на территории Самарской областиВ числе рекомендаций были также озвучены:

Комитету Самарской Губернской Думы по местному самоуправлению совместно с комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству, топливно-энергетическому комплексу и охране окружающей среды, местными администрациями городских округов и муниципальных районов в Самарской области:

  • изучить возможность подготовки обращения в Правительство Российской Федерации с просьбой внести изменения в отдельные постановления Правительство Российской Федерации в части возложения на регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в полном объёме обязанности по уборке и содержанию мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов;
  • подготовить предложения по вопросу о необходимости принятия нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок предоставления региональным операторам по обращению с твёрдыми коммунальными отходами сведений о правообладателях объектов недвижимого имущества – потребителях услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Местным администрациями городских округов и муниципальных районов в Самарской области:

  • подготовить и направить в комитет Самарской Губернской Думы по местному самоуправлению предложения по внесению изменений  в Правила обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов с учётом практики их применения.
29 августа 2019 г.

Необходимо войти на портал для добавления комментария (зарегистрироваться).

Вернуться

Оцените функциональность сайта