Как совершенствовать в регионе работу по обращению с твердыми коммунальными отходами

22 апреля 2021 года в Самарской Губернской Думе в режиме видеоконференц-связи прошел семинар-совещание на тему "Об обращении с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области"22 апреля 2021 года в Самарской Губернской Думе в режиме видеоконференц-связи прошел семинар-совещание на тему "Об обращении с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области", организованный совместно двумя профильными комитетами областного парламента – комитетом по ЖКХ, ТЭК и охране окружающей среды и комитетом по местному самоуправлению. В работе семинара приняли участие председатель комитета по ЖКХ Андрей Кислов и председатель комитета по МСУ Михаил Матвеев, первый заместитель председателя  Самарской Губернской Думы Екатерина Кузьмичева, а также представители министерства энергетики и ЖКХ Самарской области, департамента ценового и тарифного регулирования, ГЖИ, муниципальных образований Самарской области, Общественной палаты и другие заинтересованные лица.

Открыл заседание председатель комитета Самарской Губернской Думы по ЖКХ, ТЭК и охране окружающей среды Андрей Кислов.«Сегодня мы собрались по актуальному для всех жителей Самарской области вопросу обращения с твердыми коммунальными отходами. В Самарскую Губернскую Думу поступают многочисленные обращения по данной проблематике от органов местного самоуправления, общественных организаций, жителей. Хочу отметить, что в настоящее время во многих регионах России внедряется раздельный сбор ТКО. Правительством РФ в прошлом году была утверждена «дорожная карта» по его введению. Минприроды России направил органам исполнительной власти субъектов методические рекомендации по осуществлению раздельного накопления и сбора отходов. В связи с этим Правительству Самарской области необходимо актуализировать областные нормативные правовые акты в сфере обращения с ТКО. Профильными комитетами принято решение о проведение расширенного семинара с тем, чтобы ознакомиться с накопленным опытом реализации положений Федерального закона  «Об отходах производства и потребления» в части деятельности регоператора в Самарской области. В декабре 2017 года в федеральное законодательство были внесены изменения, которые кардинально поменяли систему обращения с бытовыми отходами. Сегодня мы намерены изучить все узкие места в системе обращения с ТКО, услышать вопросы и предложения с мест, наметить пути решения имеющихся проблем», - открыл заседание председатель комитета Самарской Губернской Думы по ЖКХ, ТЭК и охране окружающей среды Андрей Кислов.

Заместитель министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства  Самарской  области Наталья РжевскаяО реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и национального проекта «Экология» в части обращения  с твердыми коммунальными отходами и об организации раздельного сбора твердых коммунальных отходов на территории Самарской области» доложила заместитель министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства  Самарской  области Наталья Ржевская.

Целями и задачами новой системы по обращению с ТКО, начатой в Самарской области в январе 2019 года, является улучшение экологической обстановки в регионе, снижение объемов отходов, поступающих на полигоны и увеличение доли обрабатываемых ТКО для вовлечения вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот.

В начале 2019 года 532 населенных пункта на территории нашей губернии не были охвачены услугами по обращению с ТКО. В течение двух лет в 298 населенных пунктах впервые стали вывозить отходы. На данный момент не предоставляется эта услуга 4533 гражданам Самарской области, но работа по 100% охвату жителей активно продолжается.

22 апреля 2021 года в Самарской Губернской Думе в режиме видеоконференц-связи прошел семинар-совещание на тему "Об обращении с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области"За два года проведена большая работа по устройству и ремонту контейнерных площадок (далее - КП). При поддержке областного бюджета в регионе появилось 2603 новых контейнерных площадки, еще 540 КП отремонтировано, закуплено более 17 000 мусоросборников.

Есть положительные результаты и в вопросе борьбы с несанкционированными свалками (далее НС). В период 2019-2020 годов ликвидировано 917 НС. Осталось ликвидировать 345 объектов.

Решение задачи по недопущению возникновения несанкционированных мусорных куч во многом зависит от развития и совершенствования системы экологического воспитания и просвещения населения, формирования ответственного отношения к окружающей среде.

В текущем году работа по устройству КП и ликвидации НС продолжается органами местного самоуправления за счет бюджетов муниципальных образований.

В местных бюджетах предусмотрено:

  • на устройство и ремонт контейнерных площадок

- более 20 млн рублей на 2021 год,

- около 9 млн рублей на 2022 год;

- порядка 8 млн рублей на 2023 год;

  • на ликвидацию несанкционированных свалок

- около 41 млн рублей на 2021 год;

- около 51 млн рублей на 2022 год;

- около 44 млн рублей на 2023 год.

Кроме того, в рамках госпрограммы Самарской области «Совершенствование системы обращения с отходами, в том числе с ТКО на территории Самарской области на 2018-2024 годы» запланировано проведение мероприятий по приобретению контейнеров, в том числе для раздельного накопления твердых бытовых отходов, при условии выделения средств из федерального бюджета. В настоящее время этот вопрос уже нашел поддержку в федеральном центре.

Наталья Ржевская также проинформировала участников семинара о реализации на территории 63-го региона федерального проекта комплексной системы по обращению с ТКО национального проекта «Экология», целью которого, согласно Указу Президента РФ, является доведение к 2030 году объема ТКО, направленного на обработку, до 100% и снижение объема ТКО, захораниваемых на полигонах, в два раза.

По состоянию на начало 2019 года в нашей области обрабатывалось 8,6% отходов, функционировало только два мусоросортировочных комплекса в Тольятти и один в Сызрани.

В 2019 году была построена новая мусоросортировочная станция. В 2020 году были введены в эксплуатацию еще 4 сортировочных комплекса. Это позволило увеличить количество обрабатываемых отходов до 32%. Доля, направленных на утилизацию ТКО, составляет около 3% при плановом показателе около 1,5%.

В прошлом году регоператор собрал и транспортировал более 1 млн 200 тысяч тонн бытовых отходов. Из них на обработку было направлено порядка 386 тысяч тонн. Количество ТКО, отобранного для вторичного использования, составило около 34 тысяч тонн.

Одним из острых вопросов является внедрение раздельного сбора твердых коммунальных отходов. Пока в Самарской области эта система находится в стадии формирования.

В рамках реализации Послания Президента РФ 2020 года Правительством Самарской области утвержден порядок раздельного накопления ТКО на территории нашего региона.

При реализации мероприятий по внедрению раздельного сбора отходов возникают риски, связанные с дополнительной нагрузкой на бюджеты органов местного самоуправления. На эти цели необходимо свыше 800 млн рублей. В общей сложности, по данным муниципальных образований, потребность в КП для раздельного сбора ТКО составляет 3,5 тысячи штук, потребность в контейнерах – 15 тысяч. Особого внимания требуют 3697 МКД, оборудованные мусоропроводами. Более того, внедрение раздельного сбора мусора повлечет необходимость увеличения в среднем на 40% количества спецтехники для вывоза различных фракций.  

В Самарской области уже были опробированы практики внедрения раздельного сбора мусора, например, в г.о. Новокуйбышевск проводился двух-фракционный сбор.

На 2021 год регоператором запланировано проведение социально экологических мероприятий для жителей Самарской области по формированию навыков раздельного накопления ТКО, по развитию сети стационарных пунктов приема вторсырья от населения, по реализации проекта «Экомобиль в городе» и пр.

В настоящее время на уровне Правительства Самарской области создана рабочая группа для организации работы по внедрению раздельного сбора твердых бытовых отходов.

«Для того, чтобы перейти на максимально возможный уровень переработки и вторичного использования отходов необходимо внести значительные изменения в существующее законодательство; разработать меры государственной поддержки для инвестпроектов; регулярно проводить работу по вовлечению населения в процесс раздельного сбора мусора. Все это позволит создать в Самарской области такую систему обращения с отходами, которая не только приведет к снижению экологического вреда, но и станет экономически выгодным сегментом производства», - подчеркнула замминистра.

Более подробно об организации работы регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области» доложил директор ООО «Экостройресурс» Михаил ЗахаровБолее подробно об организации работы регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области» доложил директор ООО «Экостройресурс» Михаил Захаров.

На сегодняшний день на вывозе ТКО задействовано 850 единиц спецтехники. Обсуживается более 18 тысяч КП.

С начала деятельности регионального оператора были оснащены весовым оборудованием все 11 полигонов ТКО. Разработана система пластиковых карт с нанесенными QR-кодами, что позволяет в режиме реального времени отслеживать количество коммунальных отходов, транспортируемых из муниципальных образований на объекты захоронения.

Региональный оператор стал победителем и получил грант, рассчитанный на 2 года, на реализацию цифрового проекта в сфере обработки ТКО. По словам Захарова, Самарская область станет первым субъектом в России, который разработает полностью цифровую платформу, включающую личный кабинет потребителя, личный кабинет перевозчиков, что позволит увеличить прозрачность в данной отрасли.

Работает 26 центров обслуживания населения.

Собираемость платежей за вывоз ТКО составляет около 80%.

В числе проблематичных вопросов, с которыми сталкивается регоператор:

  • сложность размещения КП с соблюдением законодательно установленных норм в плотной жилой застройке крупных городов;
  • срыв сроков вывоза ТКО из-за припаркованных во дворах машин, мешающих подъезду спецтехники к КП;
  • неподготовленность дорог, особенно в период распутицы, и отсутствие подъездных путей к КП в малых населенных пунктах;
  • отсутствие единой базы данных по количеству зарегистрированных граждан по тому или иному месту жительства; 
  • отсутствие законодательной базы, а соответственно, и системы контроля за обращением со строительными и промышленными отходами. Именно этот вид отходов составляет 99% мусора на несанкционированных свалках;
  • отсутствие в федеральном законодательстве понятие «вторичные материальные ресурсы».

И.о. руководителя департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области Юрий Мокшин.Информацию о едином предельном тарифе регионального оператора, нормативах накопления твердых коммунальных отходов в муниципальных образованиях Самарской области и об итогах проведения сезонных замеров представил и.о. руководителя департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области Юрий Мокшин.

По словам докладчика, тарифы регионального оператора на текущий год установлены без роста. Расчеты осуществляются в соответствии с действующим законодательством. В них учтены утвержденные Минэнерго и ЖКХ Самарской области инвестиционные программы и результаты фактической деятельности регионального оператора.

Отдельно был освещен вопрос нормативов накопления ТКО. В прошлом году были завершены сезонные замеры массы и объема твердых коммунальных отходов на территориях городских округов Самара и Новокуйбышевск и м.р. Волжский, Безенчукский, Красноярский, Кинельский. Ведется работа по пересмотру нормативов.

Председатель комиссии по местному самоуправлению, строительству, жилищно-коммунальному хозяйству Общественной палаты Самарской области Виктор ЧасовскихПредседатель комиссии по местному самоуправлению, строительству, жилищно-коммунальному хозяйству Общественной палаты Самарской области, председатель комиссии по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Самарской области Виктор Часовских обозначил вопросы, возникающие у собственников жилых помещений по обращению с твердыми коммунальными отходами, в их числе:

  • необходимость перспективной разработки механизма начисления платежей за вывоз ТКО, исходя из фактического объема накопления;
  • начисление платежей для собственников всех индивидуальных жилых домов, а не только в сельской местности, в зависимости от числа человек, а не количества квадратных метров;
  • проблематика перерасчета платы за вывоз ТКО, рассчитываемой, исходя из метража помещений, при отсутствии жильцов в этих жилых помещениях более 5 суток;
  • сложность фиксации фактов предоставления некачественной услуги по вывозу мусора;
  • недостаточность извлечения полезных фракций из собираемого в настоящее время объема ТКО и трудности организации раздельного сбора твердых коммунальных отходов и т.д.

В ходе семинара были заслушаны доклады представителей органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области.

Муниципалитеты озвучили перед региональным центром следующие проблемы:

  • дефицит средств в местных бюджетах на установку контейнерных площадок и ликвидацию несанкционированных свалок;
  • трудности определения мест для расположения площадок для раздельного сбора мусора;
  • нехватка центров обслуживания населения в малых и удаленных населенных пунктах;
  • необходимость финансового подкрепления действующего законодательства в части экологического воспитания и просвещения граждан Самарской области;
  • проблематика заключения договоров на вывоз мусора в садоводческих некоммерческих товариществах и частном жилом секторе и пр.

Опытом организации раздельного сбора твердых бытовых отходов на территории г.о. Самара поделился председатель ТСЖ «Московское шоссе, 228а» Олег Сергеев.

В областной столице, да и в целом в Самарской области, это единственная площадка, на которой жителями по собственной инициативе осуществляется накопление мусора с сортировкой его по 9 фракциям: макулатура, пластик, алюминиевые и жестяные банки, стекло, батарейки, люминесцентные лампы, б/у товары и пригодные для дальнейшего использования вещи, пищевые отходы и общие ТКО.

По словам общественника, сортировка мусора привела к сокращению затрат жителей на вывоз мусора, так как теперь они платят по факту накопления, а не по нормативам.

«Пилотная» площадка вызвала интерес у законодателей. Члены профильных комитетов выразили намерение выехать на объект для его детального изучения.

Председатель комитета Самарской Губернской Думы по местному самоуправлению Михаил Матвеев«Мы всегда приветствуем участие общественных организаций, простых граждан в обсуждении злободневных вопросов, стоящих перед властью. Таким инициативным общественникам необходимо оказывать всестороннюю поддержку, сокращать сроки прохождения бумаг, заключения договоров. Я хотел бы, чтобы наше мероприятие послужило каким-то определенным толчком для ускорения организации раздельного сбора твердых коммунальных отходов на территории нашего региона», - отметил председатель комитета Самарской Губернской Думы по местному самоуправлению Михаил Матвеев.

В целом состоялся конструктивный разговор. Все озвученные на семинаре вопросы будут обобщены и взяты в работу.

22 апреля 2021 г.
Дата изменения: 26 апреля 2021 г.

Необходимо войти на портал для добавления комментария (зарегистрироваться).

Вернуться

Оцените функциональность сайта