Правовая консультация книга

Экспертная деятельность

Совет НКО

 

Сакский районный Совет

Юным гражданам губернии

База знаний законодательства Самарской области


 

Вопросы официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов

Согласно части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Для соотношения понятий «опубликование» и «обнародование» следует руководствоваться положениями Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» (далее – Федеральный закон № 5-ФЗ), а также Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (далее – Постановление).

Так, согласно статье 1 названного Федерального закона на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального собрания Российской Федерации, которые официально опубликованы. Исходя из дальнейших положений Федерального закона № 5-ФЗ, под опубликованием понимается именно размещение вышеперечисленных актов в определенных печатных средствах массовой информации. Статьей 5 указанного Федерального закона устанавливается, что федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания наряду с опубликованием могут быть доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

В соответствии с Постановлением официальным опубликованием нормативного правового акта, в том числе и муниципального, считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом. Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Обнародование муниципального правового акта преследует ту же цель, но представляет собой доведение нормативного правового акта до всеобщего сведения иными доступными способами (например, посредством телевидения, радио, путем передачи сообщения, объявления, распространения в машиночитаемом виде, размещения в информационных системах, на стендах и т.д.). В Постановлении также указано, что обнародование может применяться в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании.

В этой связи представляется важным отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 47 и пунктом 6 части 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ в случае отсутствия в муниципальном образовании средства массовой информации для официального опубликования муниципальных правовых актов, в уставе муниципального образования должен определяться порядок обнародования муниципальных правовых актов. Следовательно, в уставе соответствующего муниципального образования должна быть закреплена не просто возможность обнародования муниципальных правовых актов, но и регламентация процедур, связанных с обнародованием муниципальных правовых актов.

Вместе с тем согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, в том числе и муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Из данной нормы следует, что для вступлению в силу муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, необходимо именно их опубликование, а не обнародование.

Кроме того, действующим законодательством для ряда муниципальных правовых актов установлены специальные требования, согласно которым для вступления их в силу также необходимо опубликование данных муниципальных правовых актов. Так, исходя из положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, а также статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах вступают в силу только после их официального опубликования. Возможности вступления их в силу после обнародования данных актов Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено. В соответствии с частью 2 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации решение о местном бюджете также подлежит исключительно официальному опубликованию.

В связи с этим применение механизма обнародования муниципальных правовых актов вместо их официального опубликования вызывает значительные сомнения и может привести к различным спорам по вопросу о вступлении в силу соответствующих нормативных правовых актов и, следовательно, возможности реализации соответствующих актов.

На основании изложенного представляется, что именно официальное опубликование муниципальных правовых актов в средствах массовой информации является необходимым условием вступления в силу муниципальных правовых актов.

В заключение необходимо отметить, что Самарская Губернская Дума не обладает полномочиями по официальному разъяснению норм Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и в связи с этим высказывает лишь свое мнение по рассматриваемым вопросам.

1 апреля 2012 г.
Дата изменения: 27 февраля 2013 г.

Вернуться

Оцените функциональность сайта