О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «Об ограничении курения табака»

Всемирной организацией здравоохранения 21.05.2003 принята Рамочная Конвенция по борьбе против табака (далее - Конвенция).

Согласно статье 3 Конвенции ее цель состоит в защите нынешнего и будущих поколений от разрушительных последствий для здоровья людей, а также социальных, экологических и экономических последствий потребления табака и воздействия табачного дыма посредством обеспечения соответствующих рамок для мер борьбы против табака, подлежащих осуществлению Сторонами на национальном, региональном и международном уровнях с тем, чтобы постоянно существенно сокращать распространенность употребления табака и воздействия табачного дыма.

Под борьбой против табака понимается широкий круг стратегий в области поставок, спроса и уменьшения вреда, которые направлены на улучшение здоровья населения посредством ликвидации или уменьшения потребления им табачных изделий, а также воздействия на него табачного дыма (пункт d статьи 1 Конвенции)

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Конвенции каждая Сторона должна разрабатывать, осуществлять, периодически обновлять и пересматривать всесторонние многосекторальные национальные стратегии, планы и программы по борьбе против табака, принимая и осуществляя эффективные законодательные, исполнительные, административные и/или иные меры.

К настоящему времени Конвенция ратифицирована 151 государством, в том числе Российской Федерацией (Федеральный закон от 24.04.2008 № 51-ФЗ).

В целях реализации Конвенции в законодательстве Российской Федерации уже реализован ряд мер в отношении ограничения потребления табачных изделий:

  • процесс производства и оценки качества табачной продукции жестко регламентирован (Федеральный закон от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию»);
  • табачная продукция включена в перечень подакцизных товаров, при этом ставка акциза в период с 01.012009 по 31.12.2011 включительно имеет прогрессивную шкалу (подпункт 5 пункта 1 статьи 181, статья 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации);
  • на рекламу табака, табачных изделий и курительных принадлежностей наложены существенные ограничения, касающиеся структуры рекламной информации и мест размещения такой информации (статья 23 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»);
  • предусмотрен запрет розничной продажи табачных изделий в организациях здравоохранения, организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях и на территориях и в помещениях образовательных организаций, а также на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий образовательных организаций (пункт 5 статьи 3 Федерального закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курении табака», далее - Федеральный закон № 87-ФЗ).

Согласно официальным данным, несмотря на данные ограничения, распространенность курения табака среди населения Российской Федерации в два раза выше, чем в европейских странах. Только за последние 10 лет в стране произошло почти двукратное увеличение потребления табака, продолжает увеличиваться число курильщиков среди детей и женщин.

В то же время, существенно растет количество мест продажи табачной продукции в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук и лотков.

В целях последовательной реализации государственной политики, направленной на защиту жизни и здоровья населения от вредного воздействия табака, проектом предлагается закрепить в статье 3 Федеральном законе № 87-ФЗ запрет на розничную продажу табачных изделий в вышеуказанных объектах торговли ответствующие изменения в статью 3 данного закона.

(Документы запакованы архиватором WinRAR 3.80.)

Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «Об ограничении курения табака»

25 января 2010 г.
Дата изменения: 14 октября 2010 г.

Вернуться