О проекте федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»

Согласно части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), если подлежащее переустройству и (или) перепланировке жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры, то для согласования его переустройства и (или) перепланировки требуется заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Вместе с тем в перечне документов, перечисленных в статье 23 ЖК РФ и необходимых для перевода в нежилые или жилые помещений, отнесенных к памятникам архитектуры, истории или культуры, с проведением их переустройства и (или) перепланировки, заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры не предусмотрено.

В спорных случаях суды восполняют указанный пробел путем применения к ситуациям, связанным с переустройством и (или) перепланировкой переводимых помещений, отнесенных к памятникам архитектуры, истории или культуры, по аналогии часть 2 статьи 26 ЖК РФ (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.07.2006 № Ф08-3149/06).

Тем не менее полагаем, что данный пробел должен быть устранен на законодательном уровне, в связи с чем законопроектом предлагается дополнить перечень документов, предусмотренных в части 2 статьи 23 ЖК РФ, заключением органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

В соответствии с частью 8 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее –Федеральный закон № 221-ФЗ) орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в указанные в пунктах 7, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровые сведения, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения.

Согласно пунктам 15, 16 части 2 статьи 7 Федерального закона № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся такие сведения об объекте недвижимости, как назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание; назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение.

Вместе с тем согласно части 9 статьи 23 ЖК РФ при переводе жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое только акт приемочной комиссии направляется органом местного самоуправления в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества. Хотя в соответствии с частью 8 статьи 15 Федерального закона № 221-ФЗ в порядке информационного взаимодействия направляться должен документ органа местного самоуправления, свидетельствующий об изменении назначения помещения, т.е. как акт приемочной комиссии, так и документ, подтверждающий принятие решения о переводе, если для использования переводимого помещения не требуется проведение его переустройства и (или) перепланировки, и (или) иных работ.

По этой причине законопроектом предлагается дополнить часть 7 статьи 23 ЖК РФ указанием о направлении органом, осуществляющим перевод помещений, документа, подтверждающего принятие решения о переводе, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 83 ЖК РФ расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев.

В соответствии со статьей 90 ЖК РФ, если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи в течение более шести месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.

Из данных норм следует, что для расторжения договора социального найма достаточно невнесения нанимателем платы за жилое помещение или за коммунальные услуги. При этом выселение из жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, возможно при невнесении нанимателем и членами его семьи платы за жилое помещение и за коммунальные услуги.

С учетом того, что выселение является последствием расторжения договора социального найма, законопроектом предлагается привести статью 90 в соответствие с пунктом 1 части 4 статьи 83 ЖК РФ, заменив в ней слова «плату за жилое помещение и коммунальные услуги» словами «плату за жилое помещение и (или) коммунальные услуги».

Кроме того, поскольку согласно части 2 статьи 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности, в том числе обязанность по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, полагаем, что пункт 1 части 4 статьи 83 ЖК РФ должен иметь указание о расторжении договора социального найма в случае невнесения и нанимателем, и проживающими совместно с ним членами его семьи платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев. В связи с этим законопроектом предлагается пункт 1 части 4 статьи 83 после слова «нанимателем» дополнить словами «и проживающими совместно с ним членами его семьи».

(Документы запакованы архиватором WinRAR 3.80.)

О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации

15 февраля 2010 г.
Дата изменения: 14 октября 2010 г.

Вернуться