О проекте закона Самарской области «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на территории Самарской области»

Действующий в настоящее время Закон Самарской области от 09.07.2002 № 53-ГД «О пассажирском автомобильном и городском наземном электрическом транспорте в Самарской области» (далее - Закон № 53-ГД) определяет полномочия органов государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления в сфере управления пассажирским автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, мероприятия по организации пассажирских перевозок на территории Самарской области.

Вместе с тем практика применения Закона № 53-ГД свидетельствует о необходимости внесения в него изменений в целях конкретизации его отдельных положений и приведения в соответствие с федеральным законодательством.

Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относит решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) (пункт 12 части 2 статьи 26.3).

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселений относит создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах поселения (пункт 7 части 1 статьи 14); муниципальных районов - создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района (пункт 6 части 1 статьи 15); городских округов - создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа (пункт 7 части 1 статьи 16).

Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур (часть 2 статьи 1).

Однако за исключением вопросов разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам организации транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на федеральном уровне отсутствуют нормативные правовые акты, определяющие порядок и условия такой организации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 184-ФЗ субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством до принятия соответствующих федеральных законов.

Верховный Суд Российской Федерации и суды субъектов Российской Федерации в своих актах неоднократно отмечали, что отношения по организации транспортного обслуживания населения носят не гражданско-правовой, а административно-правовой характер, относятся к предмету совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в силу этого могут регулироваться региональным законодательством (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2009 № 46-Г08-29, от 29.10.2008 № 7-Г08-18, решение Самарского областного суда от 10.11.2008 и др.).

В связи с этим в проекте закона Самарской области «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на территории Самарской области» (далее - проект) предлагается:

1) определить, какие мероприятия относятся к организации транспортного обслуживания населения:

  • систематическое изучение пассажиропотоков;
  • разработка на основе материалов обследований пассажиропотоков: маршрутных схем, предусматривающих при необходимости открытие новых, закрытие или изменение действующих маршрутов; выбор типа и определение количества подвижного состава на маршрутах;
  • организация маршрутов регулярных перевозок;
  • организация регулярных перевозок;
  • координация работы автомобильного транспорта с другими видами пассажирского транспорта;
  • организация обслуживания пассажиров на автовокзалах, автостанциях и в пути следования;
  • контроль за соблюдением перевозчиками и операторами автовокзалов (автостанций) установленных требований к осуществлению регулярных перевозок;

2) уточнить порядок организации регулярных перевозок на конкурсной и бесконкурсной основе;

3) закрепить основные функции операторов автовокзалов (автостанций).

Реализации проекта позволит привести в систему мероприятия по организации транспортного обслуживания населения на территории всей Самарской области, а также определить единые подходы в установлении административной ответственности за правонарушения в сфере организации регулярных перевозок.

(Документы запакованы архиватором WinRAR 3.80.)

Проект закона Самарской области «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на территории Самарской области»

15 марта 2010 г.
Дата изменения: 14 октября 2010 г.

Вернуться