Анализ изменений в федеральном законодательстве в конце 2009 года для своевременного приведения муниципальных правовых актов в соответствие с ним

1. На смену признанному утратившим силу Федеральному закону от 03.04.1996 № 28-ФЗ «Об энергоснабжении» принят  Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ). Данный федеральный закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, установив систему правовых, экономических и организационных мер, направленных на уменьшение объема потребления энергетических ресурсов (в том числе воды, подаваемой и потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения) и снижение затрат на их использование.

В связи с этим обращаем внимание на следующие нововведения:

1) Установление запрета на использование в обороте с 01.01.2011 электрических ламп накаливания мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в целях освещения в качестве переменного тока. Кроме того, с 01.01.2011 не допускается размещение заказов на поставки вышеуказанных электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд.

2) Постепенное введение организации учета производимых, передаваемых и потребляемых энергетических ресурсов посредством оснащения зданий и строений различного назначения приборами учета расходов энергоресурсов.

Обязательная установка приборов учета используемых энергоресурсов в зданиях и строениях различного назначения используемых энергоресурсов осуществляется в два этапа. Так, до 01.01.2011 собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления Федерального закона № 261-ФЗ в силу и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. До 01.01.2012 собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления Федерального закона № 261-ФЗ в силу, обязаны обеспечить оснащение и введение вышеуказанных приборов в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.

3) Введение в оборот энергосервисных услуг, предоставляемых специализированными энергосервисными организациями путем заключения энергосервисного контракта (договора), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Одним из существенных условий такого контракта является величина экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта).

Федеральный закон № 261-ФЗ предусматривает возможность заключения энергосервисных контрактов при размещении органами местного самоуправления заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд. Особенности заключения таких контрактов определяются в соответствии с изменениями, внесенными указанным федеральным законом в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

4) Обязанность бюджетных учреждений (в том числе муниципальных) начиная с 01.01.2010 обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных ими воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на 15 % от объема фактически потребленного ими в 2009 году каждого из указанных энергоресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента.

Для этого с   01.01.2010   при планировании    главными     распорядителями бюджетных средств бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций (оказание государственных и муниципальных услуг) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями планируется снижение расходов на энергоресурсы. Если учреждение превысило установленный годовой процент снижения потребления энергоресурсов, сэкономленные средства поступают в годовой фонд оплаты труда этой организации.

5) Обязанность организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (субъекты естественных монополий, организации коммунального комплекса) принять до 15.05.2010 программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Требования к таким программам устанавливаются органом, осуществляющим регулирование тарифов (цен) на товары, работы и услуги, оказываемые этими организациями.

В этой связи органам местного самоуправления необходимо разработать требования к программам энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, осуществляющих регулируемую деятельность на территории муниципального образования. При разработке указанных требований органам местного самоуправления следует руководствоваться положениями статьи 25 Федерального закона
№ 261-ФЗ.

6) Особое место в системе мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности экономики, занимает муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и организация проведения обязательного энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования. В связи с этим статья 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена полномочиями органов местного самоуправления по утверждению и реализации такой программы, организации проведения энергетического обследования указанных объектов, а также организации и проведению иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Так, муниципальная программа должна быть утверждена в муниципальном образовании до 01.08.2010. Она включает в себя перечень мероприятий с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, значения целевых показателей, информацию об источниках финансирования.

Помимо основной задачи – повышения энергоэффективности и энергосбережения в муниципальном образовании в рамках программы органы местного самоуправления обеспечивают выявление бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, их постановку на учет в качестве бесхозяйных с последовательным признанием права муниципальной собственности на них.

Проведение энергетического обследования осуществляется в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с последующим отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

В соответствии с требованиями Федерального закона № 261-ФЗ проведение энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, является обязательным.

Как отмечено выше, организацию проведения энергетического обследования вышеуказанных многоквартирных домов осуществляют органы местного самоуправления.

При этом деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.

Кроме того, Федеральный закон № 261-ФЗ предусматривает обязательность проведения энергетического обследования для органов местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц. Обращаем внимание, что первое энергетическое обследование указанных органов, а также иных лиц, проведение энергетического обследования для которых предусмотрено законодательством, должно      быть    проведено      до  31.12.2012,    последующие       энергетические
обследования – не реже чем один раз каждые пять лет.

7) Одной из форм государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности является предусмотренное Федеральным законом № 261-ФЗ право органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление государственного регулирования цен (тарифов), устанавливать социальную норму потребления населением энергетических ресурсов, а также пониженные цены (тарифы), применяемые при расчетах за объем потребления энергетических ресурсов (услуг по их доставке), соответствующий социальной норме потребления. Указанная форма поддержки реализуется органом местного самоуправления при условии обязательной компенсации организациям, осуществляющим поставки энергетических ресурсов, оказание услуг, соответствующей части затрат на их осуществление. Такая компенсация может обеспечиваться за счет установления для населения цен (тарифов), дифференцированных в отношении энергетических ресурсов, поставляемых населению в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления

2.  Федеральным законом от 27.12.2009 № 357-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» внесены уточнения в порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований.

В частности, установлено, что избирательная комиссия муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения формируется в количестве восьми, десяти или двенадцати членов с правом решающего голоса. Избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса.

Представительные органы местного самоуправления обязаны назначать не менее двух членов соответствующих избирательных комиссий на основе предложений вышестоящих избирательных комиссий. Для муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения - это избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, для поселений – избирательная комиссия муниципального района. По таким предложениям должна назначаться половина членов соответствующих избирательных комиссий. При этом вторая половина формируется на основе предложений политических партий и избирательных объединений. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.

Также предусмотрен порядок назначения нового члена избирательной комиссии в случае досрочного прекращения полномочий члена избирательной комиссии муниципального образования, сформированной до дня вступления в силу данного Федерального закона.

3. Федеральным законом от 27.12.2009 № 351-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»  устанавливается продление до 01.01.2011 запрета на принятие решений о резервировании и изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, а также на предоставление для целей строительства земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии документов территориального планирования и правил землепользования и застройки.

Реализация указанного федерального закона позволит муниципальным образованиям подготовить и утвердить документы территориального планирования и правила землепользования и застройки в более реальные сроки, чем установленные требования до 01.01. 2010.

4. Распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р утвержден перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их учреждениями.

Перечень содержит наименования услуг (в том числе в сфере образования и науки, здравоохранения, культуры), ответственных исполнителей, а также определяет этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде. Содействие в организации работ по переходу на предоставление услуг в электронном виде предписано оказывать федеральным органам исполнительной власти, поименованным в приложении к документу.

5. В целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников бюджетных организаций решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 04.12.2009 утверждены Единые рекомендации по установлению систем оплаты труда на 2010 год. Утвержденными в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации Едиными рекомендациями определены, в частности: принципы формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда; перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными актами РФ; порядок установления систем оплаты труда работников бюджетной сферы; порядок установления и изменения систем оплаты труда; порядок формирования фондов оплаты труда в бюджетных учреждениях.

5 февраля 2010 г.
Дата изменения: 5 февраля 2010 г.

Вернуться