Приступили к обсуждению главного финансового документа области на ближайшие 3 года

7 ноября состоялось очередное заседание комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике Самарской Губернской Думы под председательством Алексея Ушамирского, на котором было рассмотрено 13 вопросов.

В заседании приняли участие депутаты Губернской Думы, представители областного правительства, областной прокуратуры, сотрудники аппарата Губернской Думы, журналисты.

Первым депутаты рассмотрели вопрос обитогах социально-экономического развития Самарской области за январь – август 2011 года и ожидаемых итогах развития за 2011 год, с которыми их ознакомила заместитель министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области – руководитель департамента прогнозирования и стратегического планирования развития региона министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Любовь Иванова.

Общая оценка итогов социально-экономического развития Самарской области в январе – августе 2011 года свидетельствует об оживлении экономики региона, усилении инвестиционной активности и финансовой устойчивости организаций, активизации внешнеэкономической деятельности, строительной и жилищной сфер. Динамично развивалось малое и среднее предпринимательство, улучшилась ситуация в сфере занятости населения, выросла реальная заработная плата. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что по итогам января – июля 2011 года Самарская область существенно улучшила по сравнению с 2010 годом свои рейтинговые позиции среди регионов Приволжского федерального округа по динамике промышленного производства (с 5 места на 3), производства и распределения электроэнергии, газа и воды (с 10 места на 4), темпам роста объемов выполненных строительных работ (с 7 места на 2).

 Депутаты приняли представленную информацию к сведению и перешли к рассмотрению прогноза социально-экономического развития Самарской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

Прогноз разработан на основе комплексного анализа ситуации, сложившейся в области в январе-августе 2011 года, оценки итогов развития в текущем году. В его основу положены сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации на период до 2014 года, уточненные применительно к Самарской области.

Первый вариант (консервативный) предусматривает развитие экономики области в условиях умеренных темпов роста базовых секторов экономики, невысокого инвестиционного и потребительского спроса. По данному варианту в 2012 году ожидается увеличение ВРП на 4,4%. В последующие годы прирост ВРП составит 5,4% и 5,3% соответственно.

Второй вариант (умеренно-оптимистичный) ориентирован на реализацию активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, стимулирование модернизации экономики и социальной сферы, а также на повышение эффективности расходов областного бюджета. По этому варианту рост ВРП прогнозируется  в объеме 107,1% в 2012 году, 108,1% – в 2013 году, 108,3% – в 2014 году.

Второй вариант прогноза рассматривается как основной для разработки областного бюджета на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов.

Депутаты одобрили представленный прогноз социально-экономического развития региона на ближайшие три года.

Следующие два вопроса, рассмотренные комитетом по бюджету, касались внесения изменений в бюджетное законодательство области.Проект закона «О внесении изменений в  главу 5.1 Закона Самарской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области» представил директор территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области  Виктор Мокшин.Законопроектом глава 5.1 дополняется статьей 19.6 «Иные межбюджетные трансферты, предоставляемые из областного бюджета бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области». Указанные изменения позволят реализовать  положения Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», устанавливающего в структуре доходов бюджетов ТФОМС  межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации.

Проект закона № 7331-11 «О внесении изменения в главу 9 Закона Самарской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области» представил депутатам министр транспорта и автомобильных дорог Самарской области Николай Синельников. В целях реализации положений Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего образование дорожных фондов, главу 9 указанного закона предлагается дополнить статьей 342 «Дорожный фонд Самарской области»,предусматривающей формирование в составе областного бюджета дорожного фонда Самарской области.

Депутаты решили рекомендовать Губернской Думе принять оба законопроекта сразу в двух чтениях.

Проектом закона № 7330-11 «О дорожном фонде Самарской области» определены правовые основы формирования дорожного фонда Самарской области.

Поскольку средства дорожного фонда является частью средств областного бюджета и подлежат использованию на финансирование дорожной деятельности в отношении автодорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения Самарской области, законопроектом устанавливается, что  объем бюджетных ассигнований дорожного фонда определяется законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и устанавливается в размере не менее прогнозируемого объема доходов областного бюджета по всем видам доходов, подлежащих зачислению в дорожный фонд.

Порядок формирования и использования  средств дорожного фонда определяется Правительством Самарской области.

Законопроектом устанавливается порядок использования бюджетных ассигнований, привлеченных в  виде бюджетных кредитов на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог, бюджетных ассигнований, не использованных в текущем финансовом году,  а также порядок  и форма предоставления отчетности об использовании средств дорожного фонда Самарской области.

По итогам обсуждения члены комитета по бюджету рекомендовали Губернской Думе принять проект закона в двух чтениях.

Проект закона № 7249-11 «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» представил на суд депутатов заместитель председателя Правительства Самарской области - министр управления финансами Самарской области Павел Иванов. Он, в частности, рассказал, что в основу формирования бюджетных проектировок при формировании проекта областного Закона «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» положены стратегические приоритеты, сформулированные в Бюджетном послании Президента Российской Федерации, и основные направления бюджетной и налоговой политики Самарской области, обозначенные Губернатором Самарской области.

При составлении законопроекта использовались сценарные условия и основные показатели прогноза социально-экономического развития Самарской области на 2012 – 2014 годы, а также оценка ожидаемого исполнения бюджета текущего года.

Законопроект сформирован без учета безвозмездных поступлений целевого назначения, поскольку они будут отражены после принятия закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

Для расчета прогнозных показателей по основным доходным источникам были использованы показатели умеренно-оптимистического варианта прогноза социально-экономического развития на 2012-2014 гг.

Основными источниками доходов областного бюджета по-прежнему остаются налоги на прибыль организаций  и доходы физических лиц.

Основные характеристики областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период выглядят следующим образом:

общий объем доходов прогнозируется в сумме:

  • в 2012 году – 94 248 млн. рублей;
  • в 2013 году – 106 415 млн. рублей;
  • в 2014 году – 119 826 млн. рублей.

Общий объем расходов планируется в сумме:

  • в 2012 году – 99 494 млн. рублей;
  • в 2013 году – 105 102 млн. рублей;
  • в 2014 году – 114 949 млн. рублей.

Бюджет на 2012 год планируется с дефицитом в размере 5 246 млн. рублей или 5,6 % от общего объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, что соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ, на 2013 и 2014 год – с профицитом (в сумме 1 313 млн. рублей и 4 877 млн. рублей соответственно).

Основными источниками финансирования дефицита в 2012 году запланированы государственные заимствования, средства от возврата ранее выданных бюджетных кредитов.

В связи с необходимостью погашения в 2013 - 2014 годах ранее привлеченных заимствований планируется в соответствии с методологией бюджетного учета сформировать областной бюджет на 2013 и 2014 год с  профицитом в объемах 1 313 и 4 877 млн. рублей соответственно.

Программа   государственных   внутренних    заимствований    Самарской области на 2012-2014 годы предусматривает погашение долговых обязательств прошлых лет, а также привлечение заимствований в целях рефинансирования долговых обязательств и покрытия дефицита бюджета.

Верхний предел государственного внутреннего долга Самарской области по состоянию на 1 января 2013 года составит 39 419 млн. рублей, на  1 января 2014 года – 38 093 млн. рублей, на 1 января 2015 года – 32 862 млн. рублей.

Таким образом, верхний предел государственного долга в 2012-2014 годах не превысит 45%, а остаток задолженности по государственным заимствованиям – 40 % от общего объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.

Расходы на обслуживание государственного долга Самарской области в 2012 году составят 2 390 млн. рублей, в 2013 году – 2 734 млн. рублей, в 2014 году – 2 419 млн. рублей, что ниже установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации ограничения в размере 15% от общего объема расходов бюджета.

На 2013 и 2014 годы запланированы условно утвержденные расходы, предназначенные для финансирования  расходных обязательств Самарской области, которые будут приняты в новом бюджетном цикле.

В структуре расходов областного бюджета на 2012 год удельный вес текущих расходов составляет 87 %  от общего объема расходов.  Доля  расходов капитального характера  с учетом субсидий муниципальным образованиям составляет 13 % от общего объема расходов. Доля расходов на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в общем объеме капитальных расходов – 88 %.

В  2012 году объём программных расходов возрастет  до 24,7 млрд.рублей по сравнению с 23,3 млрд.рублей в  текущем году. Всего в 2012-2014 годах планируется осуществить реализацию 65 областных и ведомственных целевых программ с общим объемом финансирования 80,7 млрд. рублей.

Наибольший удельный вес в общем объеме расходов составляют расходы по разделам, имеющим социальную направленность: «Социальная политика»  -  21 781 млн. рублей, или 21,9% от общей суммы расходов областного бюджета (рост по данному разделу к уровню 2011 года составил        1 880 млн. рублей, или 9,4%), «образование»  - 20 969 млн. рублей, или 21,1%, «здравоохранение» - 17 728 млн. рублей, или 17,8%. Всего на эти отрасли приходится около 61% всех расходов областного бюджета в 2012 году.

Структура расходов областного бюджета в разрезе разделов классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2011 - 2012 год приведена в следующей таблице:

Наименование раздела

2011 год, млн. руб.

Удельный вес,%

2012 год (проект)

Удельный вес,%

Сумма,  млн. руб.

Рост/снижение

млн. руб.

в %

Общегосударственные вопросы

9 641

9,9

7 984

-1 657

-17,2

8,0

Национальная оборона

12

0,01

15

3

25,0

0,02

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

4 165

4,3

1 461

-2 704

-65

1,5

Национальная экономика

16 864

17,3

14 706

-2 158

-12,8

14,8

Жилищно-коммунальное хозяйство

4 425

4,5

4 168

-257

-5,8

4,2

Охрана окружающей среды

664

0,7

418

-246

-37,0

0,4

Образование

17 567

18

20 969

3 402

19,4

21,1

Культура и кинематография

1 602

1,6

1 504

-98

-6,1

1,5

Здравоохранение

14 307

14,7

17 728

3 421

23,9

17,8

Социальная политика

19 901

20,4

21 781

1 880

9,4

21,9

Физическая культура и спорт

2 916

3

3 413

497

17,0

3,4

Средства массовой информации

369

0,4

368

1

0,3

0,4

Обслуживание государственного и муниципального долга

2 062

2,1

2 390

328

15,9

2,4

Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований общего характера

2 985

3

2 590

-395

-13,2

2,6

Всего расходов

97 480

100

99 494

2 014

2,1

100

Проектом областного бюджета предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Самарской области. Дотации местным бюджетам на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) на 2012 год предусмотрены  в сумме 2 052,4  млн. рублей.

В целях дополнительной финансовой поддержки муниципальных образований на 2012 год предусмотрены дотации из фонда сбалансированности в сумме 350,9 млн. рублей и  фонда стимулирования в сумме 50 млн. рублей.

Общий объем субвенций на 2012 год составляет 10 858 млн. рублей с ростом к уровню 2011 года на 7 359 млн. рублей, или 210%.  Предусмотрено новое направление расходов в связи с изменением федерального законодательства - субвенции на исполнение отдельных государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи.

Одобрив концепцию проекта, комитет рекомендовал принять закон в первом чтении и установить срок внесения поправок ко второму чтению – до 16 ноября.

С докладомо проекте закона № 7250-11 «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» выступил директор территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области  Виктор Мокшин.  Он, в частности, отметил, что проект бюджет территориального фонда сбалансирован по доходам и расходам и составляет на:

  • 2012 год – 17 028 959,7 тыс. рублей;
  • 2013 год – 13 795 503,2 тыс. рублей;
  • 2014 год – 14 512 329,3 тыс. рублей.

Все доходы предполагается направить на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования населения Самарской области и реализацию региональной программы модернизации здравоохранения.

Депутаты рекомендовали Губернской Думе принять закон в первом чтении.

Кроме того, члены комитета обсудили предложения по внесению изменений в областной бюджет текущего финансового года. Проект закона № 7433-11 «О внесении изменений в Закон Самарской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», представил заместитель председателя Правительства Самарской области - министр управления финансами Самарской области Павел Иванов. Законопроектом предлагается учесть в доходах областного бюджета и отразить в расходной части бюджетные ассигнования за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета на общую сумму 431 263 тыс. рублей, из них:

  • 147 828тыс. рублей на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны;
  •  220 400тыс.рублей на создание технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина» г.о.Тольятти;
  • 55 535тыс. рублей на предоставление субсидий в рамках подпрограмм «Развитие мясного скотоводства и увеличение производства мяса говядины в Самарской области» и «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Самарской области»;
  •  7 500тыс. рублей на государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Кроме того, предлагается направить на финансирование расходных обязательств Самарской области дополнительные средства областного бюджета в сумме 668 018 тыс.рублей, из них:

  • 260 497 тыс.рублей - субсидии на поддержку и развитие агропромышленного комплекса, в том числе на предоставление социальных выплат гражданам, проживающим в сельской местности, на строительство или приобретение жилья,  на приобретение техники, средств химизации, племенного скота, на производство продукции животноводства и птицеводства, на проектирование, строительство и реконструкцию мелиоративных систем; 
  • 185 000тыс.рублей - субсидии на поддержку профессиональных спортивных клубов;
  • 134 000тыс. рублей - бюджетный кредит  городскому округу Тольятти в целях финансового обеспечения содержания объектов имущества, переданных в муниципальную собственность от ОАО «АвтоВАЗ»(отражается в источниках финансирования дефицита областного бюджета).

В качестве источника финансирования данных расходов предлагается использовать нецелевые остатки средств областного бюджета в сумме 662018 тыс. рублей, сформированные на едином счете областного бюджета на 01.01.2011, а также  экономию средств областного бюджета в сумме 6 000 тыс. рублей, сложившуюся в результате проведения конкурсных процедур в рамках реализации мероприятий  по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Самарской области на 2010-2012 годы.

Предлагается также учесть предложения главных распорядителей средств областного бюджета по перераспределению средств в пределах утвержденного объема бюджетных ассигнований.

В результате вышеуказанных изменений параметры областного бюджета  на 2011 год составят:

  • Доходы –  103 842 323 тыс. рублей
  • Расходы – 116 395 950 тыс. рублей;
  • Дефицит– 12 553 627 тыс. рублей, или 14,7% от объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, что соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.  

Члены комитета приняли решение о необходимости принять законопроект в двух чтениях.

Проект закона № 6510-11 «Об изменении цены договора строительного подряда – государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ для нужд Самарской области», которым предлагается разрешить изменение цены договора строительного подряда - государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ№504 от 27.07.2007 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Проектирование и строительство мостового перехода «Кировский» через реку Самара», решено рекомендовать принять сразу в двух чтениях.

 Кроме того, члены комитета по бюджету рассмотрели информацию о практике реализации Закона от 25.11.2003 № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области», подготовленную  правовым управлением аппарата Губернской Думы, а также приняли решения о награждении Почетными знаками Самарской Губернской Думы.

7 ноября 2011 г.
Дата изменения: 9 ноября 2011 г.

Вернуться